Что делать? Много лет в "северной столице" дома в основном разрушались, дороги ветшали. Ремонт проводился выборочно, косметический. Лишь ближе к юбилею началась реконструкция "всего и вся".
Основные работы пришлись на начало прошлого года, непосредственно перед празднованиями. Ходили разговоры, что если что-то не успеют сделать, так несделанным и останется, а что не успеют начать - это уже до следующей "круглой даты".
Городские начальники, правда, всячески уверяли: продолжение последует! Их обещания на сей раз, как видим, подтверждаются.
Реконструировали многокилометровое Таллинское шоссе, ведущее, в частности, в Красное Село. Это одна из основных магистралей южного направления. Движение здесь активное, в том числе большегрузного транспорта. Ездить было сущим мучением: выбоины, трещины, ухабы. Теперь шоссе почти не уступает "правительственной" Петергофской трассе, что ведет к Константиновскому дворцу в Стрельне, куда регулярно приезжают высокопоставленные гости города.
Обновились Нарвский и Лермонтовский проспекты, Октябрьская набережная. Открыли наконец и ту часть многострадальной Садовой улицы, что связывает Московский и Вознесенский проспекты... Это все ведущие артерии мегаполиса. Если бы еще и улицы меньшего масштаба привели в порядок!..
В 2004 году на ремонт дорог, а также на строительство новых трасс выделили 8,9 миллиарда рублей из городского бюджета и 9,1 миллиарда - из федерального. "Городские миллиарды" будут направлены, как говорят, на реконструкцию дальней от центра части все той же Садовой (от Вознесенского проспекта до площади Тургенева) и ремонт некоторых других улиц. Что касается средств федеральных, то они предназначены для сооружения новой правительственной трассы, которая призвана связать аэропорт "Пулково" с "морской резиденцией президента" в Стрельне. Нынешняя трасса, пролегающая по Волхонскому шоссе (прошлой весной на ее ремонт ушла не одна тысяча долларов), всем хороша - и качеством дорожного полотна, и разметкой, и открывающимися за окнами авто видами - кроме главного: когда ее перекрывают для проезда VIP-персон, парализуется движение на многих прилегающих магистралях юго-запада Петербурга.
Дороги все еще остаются "ахиллесовой пятой" Питера. А "слабым звеном" стали бывшие праздничные авралы. Многие здания из тех, что были торжественно открыты в мае "после капитальной реконструкции", теперь вновь на этой самой реконструкции. Пример: главпочтамт. В мае он весь утопал в цветах. Сотрудники были одеты в новенькие фирменные костюмы. Зал оснащен современной электронной сервисной системой, призванной избавить посетителей от томительного стояния в очередях. И трех месяцев не прошло после этого, как большой светлый зал опять перекрыли, начав в центральной его части ремонт полов. К этому времени вышла из строя и почти вся "суперновая" электроника...
Схожая ситуация с "историческим новостроем" - Перинной линией Гостиного двора. Уничтоженное в начале 60-х при строительстве станции метрополитена здание Перинных рядов решили восстановить несколько лет назад. Начали - за год до юбилея. К майским дням здание поставили. С внутренней же отделкой не успевали. Тогда наскоро привели в порядок территорию вокруг, там и устроили "торжественное открытие" - как водится, с шампанским и оркестром. Потом снова все двери закрыли, стали "доводить до ума".
И дорогам, и зданиям с юбилеем все-таки повезло: пусть и с некоторыми задержками, но их все же приводят в порядок. Знаменитые питерские каналы в этом плане явно обделены. И не по вине чиновников из городской администрации. Те регулярно чистят водоемы. Делали это и незадолго до майских торжеств. А потом еще раз - вскоре после юбилея, до самых заморозков. И что же - количество мусора, грязи в петербургских каналах, известных своей красотой на всю Европу, превышает в квартал годовую норму!
Самое грязное дно, как определили специалисты, - у малых рек: Таракановки, Смоленки, Екатерингофки, Черной речки. Что только не достают оттуда, начиная с телефонов, холодильников, телевизоров советских марок и кончая... раритетной книгой начала ХХ века! Эту книгу "водоочистители" передали реставраторам одного из музеев, которые пытаются восстановить ее... Культура граждан российской "культурной столицы", будем откровенны, давно не соответствует такой аттестации.