- Борис, с чего начался киножурнал "Ералаш"?
- С обращения в ЦК КПСС молодой девушки, слушательницы высших режиссерских курсов - Аллы Суриковой. Она писала, что раз существует киножурнал для взрослых "Фитиль", то почему бы не сделать и киножурнал для детей, к примеру, "Фитилек". Идея некоторое время побродила по чиновничьим кабинетам, а потом была "спущена" на студию имени Горького, где Александр Григорьевич Хмелик и ваш покорный слуга принялись ею заниматься. Кстати, мы сразу предложили свое название - "Ералаш". Сейчас к этому слову уже все привыкли, а тогда оно было встречено с некоторым скепсисом. Мол, про вас будут говорить: не журнал, а ералаш какой-то. К тому же фамилия председателя Госкино была Ермаш...
- Как сегодня выходит киножурнал?
- Мы снимаем 12 выпусков в год. Все расписано на месяц вперед: когда, где и что снимаем. В портфеле студии масса смешных сценариев. Выстраивается очередь из режиссеров, которые хотят с нами работать. На сегодня выпущены 176 номеров "Ералаша", в студии строятся декорации для 177-го. На днях, например, Максим Галкин снимается у нас в роли Пушкина.
- Можно об этом подробнее?
- Ходит по Михайловскому Александр Сергеевич и бормочет себе под нос стихи: "Мороз и солнце, день чудесный..." Потом прикидывает: "Так, для пятого класса написал, для седьмого написал, а для третьего - еще нет". Тут появляется Арина Родионовна: "Что ж ты, батюшка, Александр Сергеевич! Детишки замучились стихи твои учить. Вот Николай Васильевич Гоголь-то - молодец, сжег вторую часть "Мертвых душ" - и детям облегчение"...
- Как к вам попадают юные артисты?
- Поиском детей для съемок занимается большой коллектив. Кто-то из будущих актеров приходит к нам из театра "Ералаш". Есть дети, которых "выдерживают" с четырех лет, их приводят на студию, проверяют - не боятся ли они камеры. Потом малыши попадают на заднюю парту, на общий план, потом на крупный "со словами". А главные роли приходят после.
- С детьми работать сложно?
- Да. Тяжелая работа. В наших фильмах много трюков, поэтому довольно часто мы приглашаем "цирковых" детей. Например, в сюжете "Физкульт-ура!" мальчик выбегает из школы, повисает на дереве, перемахивает через забор прямо на крышу автомобиля. Потом скатывается с него и попадает в руки учителю: "Ты почему не на занятиях?" "А я освобожден по состоянию здоровья". Все эти трюки выполнял десятилетний мальчишка - цирковой акробат. Ему все время хотелось показать нам нечто большее, чем было в сценарии. В конце концов мы сдались, и один из трюков так и вошел в сюжет с лишним переворотом: на крышу автомобиля парень прыгал с трехметровой высоты и умудрился пару раз перевернуться через голову.
- Как часто во время съемок происходят различные ЧП?
- За детей мы отвечаем головой. Каждая сцена по 50 раз просчитывается. Поэтому никаких серьезных происшествий за все эти годы не было. И, надеюсь, не будет. За техникой безопасности мы следим даже в мелочах. Например, однажды, когда наш автобус уезжал со съемочной площадки, мальчишка-актер куда-то отошел и остался один в центре города. Потом его, конечно, нашли, но ассистент режиссера по актерам была уволена.
- Я слышал, на съемках однажды чуть не сожгли Хазанова?
- Да, такое было. По сюжету в кадре сначала происходил взрыв, потом появлялся Хазанов. Огонь вспыхнул, дым появился, камера движется, мы кричим: "Гена, вылезай". А его нет. Мы все ринулись к месту взрыва и видим Хазанова, на котором горит костюм. Пламя еле потушили. К счастью, актер не пострадал.
- Вы сказали, к вам стоит очередь из режиссеров. А взрослые актеры к вам охотно идут?
- Если я сейчас начну перечислять всех звезд, снявшихся в журнале, у вас не хватит кассеты в диктофоне. Например, перед Максимом Галкиным снялся Дмитрий Нагиев. А до этого Светлана Крючкова. Такой серьезный человек, как Михаил Андреевич Глузский, последнюю свою кинороль сыграл в "Ералаше".
- А вы помните, в каких сюжетах играли Наташа Ионова - Глюк'Oza, или Юля Волкова - участница "Тату"?
- Я помню все: от первого до последнего сюжета. "Татушка" снималась в истории, где идет мальчик с авоськой, на него налетает девочка: "Выручи меня, обними и прижмись ко мне. Глянь, Бочкин на нас смотрит?" А в финале звучит ставшая уже расхожей фраза: "Ничего себе, за хлебушком сбегал". А Наташа Ионова дебютировала в сюжете "Поганки". Это про злых деревенских девочек, жестоко обманувших лопоухих городских мальчишек.
- Анекдоты экранизируете?
- Конечно. Например, сюжет про мальчика, который жалуется ветеринару, что у его собаки неадекватные реакции на команды: "Скомандую ей сидеть или лежать, а она при этом описается". "Ну-ка скомандуй ей что-нибудь", - предлагает врач. Мальчишка как заорет во весь голос: "Лежать!!!", поворачивается к врачу, а тот лежит в обмороке. Любая смешная история может быть превращена в фильм.
- Не поделитесь последними приобретениями?
- Вот из того, что можно опубликовать: "Мама, ты меня любишь или это пиар?" Я и сам сочиняю анекдоты. Например: "Приходит бен-Ладен домой. И спрашивает: "Меня никто не искал?"
- Похоже, вы в душе остаетесь ребенком...
- Да, сегодня я все сразу: и взрослый, и ребенок. Но веду себя прилично. Я и в школе не очень-то любил похулиганить, учился хорошо. За все десять лет отца вызывали в школу только один раз. Как-то на перемене я взял в руки иголку и принялся ею легонько тыкать своих товарищей. Одну девчонку кольнул в попу и случайно попал прямо в сосуд. Когда вечером на месте укола ее мама увидела капельку крови, то написала на меня жалобу. Там была такая фраза: "Вколол иголку в попку моей Маше". Отец выслушал все претензии в мой адрес, а когда мы вышли от директора, у него от смеха началась истерика.
- А что вы думаете о нашем детском телевидении?
- Программа-ветеран "Спокойной ночи, малыши" меня расстраивает тем, что совершенно не меняется. Сегодня дети играют уже совсем в другие куклы и говорят другими интонациями.
- А как складываются ваши отношения с Первым каналом?
- Хорошо. Правда, с руководством общаться довольно трудно в силу того, что они там все занятые. Поэтому иногда я беру листок бумаги и пишу несколько веселых фраз, которые отсылаю Эрнсту или Максимову. На Первом канале "Ералаш" показывают по будням в утреннем эфире. Мне жаль тех детей, которые учатся в первую смену. Они-то ни в чем не виноваты. Кроме того, нас показывают в пять утра, в три часа ночи и между фильмами. Наверное, короткие фильмы "Ералаша" очень выручают канал, поскольку подравнивают длину сетки, а также помогают выполнять обязательный норматив по детскому вещанию.
- А что, на ваш взгляд, происходит в современном детском кинематографе?
- К большому огорчению, несмотря на то, что за последнее время появилось несколько фильмов для детей, особенного успеха у них не было. А мы вместе с киностудией имени Горького в память о великом режиссере Александре Роу сейчас хотим сделать ремейк фильма "Морозко". Пока дело продвигается не очень быстро, но, надеюсь, у нас все получится. Я оптимист. И считаю себя счастливым человеком. Счастье в том, что видишь результаты своего труда. В том, что приносишь окружающим радость, пусть всего на несколько минут.
Беседу вел