Все больше стран получает газ по морям и океанам. К примеру, Япония практически полностью удовлетворяет свои потребности в "голубом топливе" за счет СПГ - недаром на ее долю приходится 48 процентов мирового объема закупок. В Европе самой "продвинутой" страной на рынке СПГ является Франция. Она не только опережает других по его импорту - в 2002 году эта цифра составила 13,5 миллиарда кубов, но и, что немаловажно, именно здесь созданы уникальные технологии, которые лежат в основе этого перспективного способа транспортировки газа. Об этом наш разговор с исполнительным директором коммерческого управления компании "Газ де Франс", ответственным за закупки газа Пьером КЛАВЕЛЕМ.
- Как получилось, что французские газовики вырвались вперед в этой области?
- О том, что природный газ можно довести до сжиженного состояния путем его охлаждения до температуры минус 160 градусов по Цельсию, знали еще до второй мировой войны. Существовали некоторые способы его транспортировки, но они не обеспечивали необходимой безопасности. "Газ де Франс" взялся за разработку новых, когда перед компанией в 50-е годы прошлого века встала серьезная задача - организовать экспорт газа из Алжира. Традиционный метод - с помощью газопровода - по тем временам не представлялся возможным, так что было решено сжижать газ на месте и после этого перевозить его на специальных судах. Работа, в том числе научно-исследовательская, была проделана огромная, в результате появились технологии, позволившие нам в 1965 году в содружестве с англичанами стать первыми на континенте импортерами СПГ. С алжирских установок по сжижению в местечках Арзу и Бетьюа газ поступал на борт двух по нынешним меркам небольших метановозов. Один брал курс в Англию, другой - в Гавр, где вплоть до 1990 года находился французский метановый терминал. Позднее были построены более мощные сооружения в Фос-сюр-Мер под Марселем и в Монтуар-де-Бретань на атлантическом побережье, а на смену старым судам пришли новые, способные брать на борт 40 - 65 тысяч кубов газа, а затем и более - до 130 тысяч кубов.
- Это предельный объем?
- Нет. Сейчас на верфях строится метановоз, рассчитанный на 153 с лишним тысячи кубов СПГ. Предполагается, что он будет введен в эксплуатацию в октябре 2005 года. В нем будет использоваться инновационная технология мембран, которая на протяжении 30 лет разрабатывалась нашей дочерней фирмой "Газтранспорт и Технигаз". В чем она заключается? В том, что корпус корабля оборудован особой системой мембранных резервуаров с внутренним холодостойким покрытием. В результате удается равномерно распределять давление СПГ по всему корпусу, что позволяет максимально оптимизировать объемы перевозок.
- Сколько у вас всего кораблей?
- Шесть. Тремя "Газ де Франс" владеет через дочерние предприятия. Еще три фрахтуем. Мы используем их главным образом для поставок по долгосрочным контрактам, но также и для спотовых операций. В перспективе намереваемся наращивать наш флот. Это связано с тем, что в 2005 году мы начнем получать СПГ из Египта, а в 2006 году он пойдет и из Норвегии.
- Применяется ли накопленный "Газ де Франс" опыт другими странами?
- Многие наши наработки получили широкое распространение в мире. К примеру, две трети новых метановозов сейчас строятся с использованием нашей технологии мембран, которая давно уже доказала свою экономичность. В Индии "Газ де Франс" является стратегическим промышленным партнером местных компаний в сооружении и эксплуатации терминала в Дахедже (штат Гуджарат). К тому же мы готовим индийских специалистов, которые смогут впоследствии работать самостоятельно. "Газ де Франс" также участвовал в создании метановых терминалов в Корее и Турции и других проектах.
- Чем, на ваш взгляд, объясняется предсказываемый многими специалистами рост рынка сжиженного природного газа?
- Ни для кого не секрет, что мировой газовый рынок активно развивается и спрос на "голубое топливо" будет в перспективе увеличиваться. А это значит, что покупатели не станут ограничиваться уже освоенными источниками, а, идя навстречу новым потребностям, отправятся за тридевять земель. Конечно, инфрастуктура СПГ стоит немалых денег, но экономистами подсчитано: если газ транспортируется на расстояние пять тысяч километров и далее, то СПГ становится вполне конкурентоспособным по сравнению с обычными газопроводами. Так что чем больше расстояние между районом добычи и рынком, тем выгоднее заниматься сжиженным газом. И мы видим сейчас, что доля СПГ в международных поставках газа постоянно увеличивается. Считается, что в 2010 году на мировом рынке будет продано уже 200 миллиардов кубов СПГ.
- В этой связи нетрудно предположить, что и производители, и потребители все больше задумываются о диверсификации методов транспортировки газа. Перед ними могут открыться новые перспективы, новые возможности, которыми было бы неразумно пренебрегать...
- В любом случае все нынешние проекты, связанные с СПГ, будь-то на Ближнем Востоке, в Баренцевом море, в Южной Америке или в Западной Африке, являются тому подтверждением. К примеру, норвежцы рассчитывают продавать СПГ не только на европейском рынке, но и на американском. То же самое можно сказать об африканских проектах. Число рынков газа в мире увеличивается, и в выигрыше будет тот, кто сможет на них присутствовать. Один из ключей к этим рынкам - технологии СПГ. Правда, при этом не надо забывать, что подобные проекты предполагают тщательное изучение возможностей сбыта и построение схем экспорта на долгосрочной основе.
- Российские газовики проявляют интерес к этой тематике?
- Конечно. И здесь мы готовы предоставить давнишним партнерам и друзьям наши опыт и знания.