МИНТАЙ ЛОВИТСЯ В МОСКВЕ

В первой декаде марта на московских аукционах по продаже квот на добычу минтая, сельди, трески, камбалы, терпуга, краба лоты шли "на ура". В прошлом году сюда допускались иностранцы, выкупавшие квоты, от которых отказались наши. Теперь западным компаниям, похоже, ничего не светит.

Самые жаркие торги развернулись за "народную рыбу" - минтай. Как известно, его запасы в Охотском и Беринговом морях значительно упали, фактически вдвое сократились допустимые уловы. Поэтому участники аукциона расхватывали квоты втридорога - лишь бы только в путину не остаться на берегу, выйти в море. Так, 5 марта на продажу было выставлено 12 лотов (по 500 тонн минтая и по 40 - сельди) по стартовой цене 1 миллион 850 тысяч рублей каждый. В итоге один из последних лотов был продан за рекордную сумму - 14 миллионов 600 тысяч рублей.
Глава департамента АПК Минэкономики Елена Масленникова считает, что наступил переломный момент в самочувствии рыбаков, они стали предприимчивее, активнее. В 2001 году на 11 аукционах было продано квот на 1 миллион 50 тысяч тонн морепродуктов, в итоге федеральный бюджет получил 5,9 миллиарда рублей. В этом году квотируется добыча 1 миллиона 300 тысяч тонн даров моря, и, как ожидается, казна получит почти 7 миллиардов.
Правда, сами рыбаки, демонстрировавшие Европейско-Азиатской бирже редкостную активность, особо счастливыми не выглядели. На покупку квот они потратили деньги сегодня. Чтобы затраты окупить, им завтра еще предстоит выйти в море, поймать рыбу, выгодно продать улов - и только тогда "подбить бабки". А деньги уже сейчас нужны - на ремонт судов, экипировку, зарплату. Что же - брать кредит, залезать в долги? Опять же вопрос: что ждет рыбака - удача переменчива, как у моря погода. А пока именно с аукциона рыбак начинает считать потери. Тот же минтай, как известно, продается в магазине обезглавленным. То есть с каждой тонны улова треть сразу списывай в отходы - это прямые убытки. Как их покрыть? Только за счет цены. Специалисты считают, что аукционы могут на 20 - 30 процентов поднять стоимость рыбопродуктов.
В ответ обладатели квот в море всеми силами стараются "добрать и перебрать" упущенные выгоды посредством браконьерства. Как считает глава Госкомрыболовства Евгений Наздратенко, незаконные уловы превосходят разрешенные в 5 - 6 раз. Нелегально добытая рыба прямиком идет за рубеж. Потом возвращается обратно в переработанном виде и, естественно, уже по другой цене. Неудивительно, что потребление рыбной продукции в России на душу в год составляет лишь 10 килограммов - вдвое меньше медицинской нормы. По мнению специалистов Госкомрыболовства, аукционы отлично выполняют фискальные функции, но не решают главной проблемы - развития отечественной рыболовецкой отрасли.
На днях вице-губернатор Камчатки Александр Чистяков заявил, что около 5 тысяч рыбаков полуострова во втором квартале останутся без работы, а значительную часть флота продадут или сдадут в аренду. Это будет трагедия, поскольку на полуострове 60 процентов промышленного производства приходится на рыбную отрасль, она же дает работу 80 процентам населения. Причина - не аукционы, а сокращение выделенных региону промышленных квот на добычу морепродуктов.
У нас, как известно, существует четыре вида разрешений на добычу водных биоресурсов. Для научно-исследовательских целей и для иностранных государств в соответствии с международными соглашениями квоты выделяются относительно небольшие - по 3 - 4 процента от допустимого улова. А удельный вес промышленных квот для продажи на аукционах уже значителен. В 2001 году - около 20, а в 2002-м - свыше 35 процентов. Остальное распределяется между имеющими выход к морям субъектами Федерации. На первый взгляд, им рыбы должно хватить за глаза, а на самом деле квот катастрофически не хватает. В том числе потому, что московские аукционы стали главной площадкой распределения "дефицита": краба, креветки, гребешка, камбалы, палтуса, трески, минтая. А квотами на добычу низкорентабельных морских ресурсов вроде песчанки, бычка и прочей мелочи предоставлено распоряжаться властям местным.
Правда, недавно в Думе глава Минэкономики Герман Греф заявил, что в этой связи предполагается внести в бюджет поправку. Сейчас вырученные на аукционах средства полностью идут в федеральную казну, а в будущем их намерены распределять между центром и регионами в пропорции 70 на 30 процентов.