Новый американский фильм рассказывает про опекунов с большой дороги. Не правда ли, актуальный и для нас сюжет?
Несмотря на пандемию, «большой Голливуд» постепенно возвращается в наши кинотеатры. Да, 25-я серия бессмертной франшизы про Джемса Бонда в 101 раз перенесена на более поздние сроки. Но и без приключений агента 007 на экранах есть что посмотреть. С огромным успехом, например, прошли в прокате «Довод» Кристофера Нолана, «Манк» Дэвида Финчера, прелестная анимационная «Душа». А в эти дни на экраны выходит фильм «Аферистка», рейтинг ожидания которого составляет 97%. Мощный старт картине был дан на фестивале в Торонто, где «Аферистку» высоко оценили и критики, и зрители.
В соответствии со своим названием «Аферистка» рассказывает о морально нечистоплотной женщине, которая построила весьма доходный бизнес на лживой заботе о пожилых людях. Марла Грейсон (так зовут в фильме проходимку) ловко использует лазейки в системе социальной опеки, чтобы, не прикладывая особых усилий, всегда иметь увесистый кусок масла к куску белого хлеба.
С помощью знакомого врача, которая находится с ней в доле, Марла выходит на богатых и при этом одиноких стариков. Признать последних недееспособными — дело врачебной техники и отработанной годами судебной рутины. И вот уже Марла становится опекуншей очередной старушки (оскароносная Дайенн Уист). Она тут же отправляет свою жертву в дом престарелых, а сама начинает распоряжаться ее имуществом и сбережениями. Выписывает себе щедрые гонорары за «тяжелую работу», заглядывает в тайные ящики письменного стола и банковские ячейки подопечной. Но привычная схема незаконного обогащения внезапно дает сбой: у пенсионерки обнаруживается могущественный покровитель. Не менее изворотливый и алчный, чем сама Марла...
Фильм Джея Блейксона вырос из реального случая. Но он послужил лишь толчком для режиссерской фантазии. «Аферистка» мастерски соединяет элементы социальной сатиры, остросюжетного триллера, авантюрной комедии, наконец, напряженного психологического поединка, перерастающего по мере развития сюжета в игру на выживание. И если портрет соперника Марлы вышел достаточно предсказуемым (разумеется, злодеем оказывается предводитель русской мафии в облике актера Питера Динклэйджа, знакомого всем нам по «Игре престолов»), то главная героиня фильма выписана куда более интересно, объемно, точно, сочно и безжалостно.
«Это самый оригинальный сценарий из всех, которые попадали ко мне за последнее время, а, может быть, самый оригинальный их всех, что я читала, — призналась журналистам Розамунд Пайк, находящаяся в расцвете своей женской и творческой формы. — Я никогда ничего подобного в кино не видела и подумала: «Я просто обязана сыграть эту роль. Она создана для меня». В Марле было все, что я так хотела видеть в героинях кино, хотя эти качества, как правило, доставались героям-мужчинам — безжалостность, амбициозность и, что главное, не отягощенная угрызениями совести целеустремленность».
Со своей ролью актриса в итоге справилась блестяще, свидетельством чему стало ее очередное (третье по счету) попадание в номинанты «Золотого глобуса». Не исключено, что мы увидим имя Розамунд Пайк и в оскаровских списках. Сыгранная ею героиня — моложавая, подтянутая, всегда отменно и со вкусом одетая, тщательно причесанная, неизменно улыбчивая — на самом деле является жестокосердной хищницей, сущим дьяволом в прелестном женском облике.
Марла одержима не просто деньгами, но — погоней за «американской мечтой». Она хочет заполучить как минимум 10 миллионов зеленых на банковских счетах, чтобы ни в чем не отказывать себе и своей компаньонке, а заодно и подружке по лесбийским утехам (Эйса Гонсалес). Ради этого опекунша готова сломать и превратить в ад десятки, сотни чужих жизней. И все это — с фальшивой улыбкой показного милосердия.
«Но что нам до «их нравов»? — может в этом месте спросить меня читатель и потенциальный зритель фильма. — Слава Богу, не в Америке живем». Но в том-то и дело, что «Аферистка» затрагивает проблему универсального характера. Не случайно Марла в финале фильма грезит идеей создания огромной международной корпорации, которая будет контролировать всех одиноких стариков на свете. И ей даже почти удается добиться своей цели. Правда, режиссер (он же и сценарист фильма) нашел способ пресечь эпохальный замах своей героини. Но то на экране, а в жизни?
А в жизни мы все чаще сталкиваемся с беззащитностью одиноких пожилых людей, зачастую зависимых от своих помощников по хозяйству, сиделок, опекунов, умеющих вовремя подсунуть на подпись нужную доверенность. Громкие скандалы с наследством давно ушедших из жизни Галины Улановой, Людмилы Зыкиной, Элины Быстрицкой все еще на слуху. А теперь вот и вдова, а с нею и дочь Алексея Баталова стали жертвами «опекунов» — юриста Михаила Цивина и его жены Натальи Дрожжиной, которые окружили наследниц великого актера мнимой заботой. И в итоге несложных манипуляций с документами переписали на себя часть недвижимости баталовской семьи и изрядно опустошили их фамильные счета.
Ловкая парочка, которой грозит до 10 лет тюрьмы, уверяет, что они сделали все в рамках закона. Следственные органы, однако, заняли другую позицию. Дочери Алексея Баталова Марии, а также ее матери Гитане Леонтенко на днях уже вернули мастерскую и кабинет актера, которые располагались в помещении Дома на набережной и которые ранее прибрали к рукам Цивин и Дрожжина. Теперь дело за остальной недвижимостью, семейными реликвиями и сбережениями (более 100 тысяч долларов).
Не будем, впрочем, забегать вперед — судебный процесс по громкому делу все еще продолжается. Но заметим попутно, что у ловких опекунов, по некоторым сведениям, в собственности оказалось 18 (!) квартир, переписанных на них в разное время одинокими пожилыми людьми. Так что наша с вами жизнь только подтверждает обжигающую актуальность фильма «Аферистка», который стоит того, чтобы его посмотреть.