Авторы «Страстей по Чапаю» смело сняли сериал о легендарном комдиве при наличии шедевра Васильевых и устоявшемся образе из анекдотов
В чем точно не откажешь авторам «Страстей по Чапаю», так это в нахальстве. В хорошем смысле этого слова. Снять сериал о легендарном комдиве при наличии шедевра Васильевых, при твердо укоренившихся в умах людей анекдотических образах Василия Ивановича, Анки-пулеметчицы и ординарца Петьки — это как в атаку против каппелевцев с шашкой наголо. Да еще и с названием таким, чуть ли не библейским. Но вот в чем вполне можно усомниться, так это в профессионализме бесстрашных авторов.
Первая серия «Страстей» оставила в некотором недоумении. Лубочные картинки русской приволжской глубинки, ярмарки с шарманками и незамысловатыми аттракционами, цветастые бабьи платки. Юный удалой Чапай, водружающий крест на церковную маковку, благообразный и благородный приходской священник. Возлюбленная Чапая с накрашенными ботоксными губками и говорящая таким голосом, словно вот-вот попросит у милого «цветочек аленький». Неужели все это серьезно? Или стеб постмодернистский?..
Ан нет. Все оказалось более чем серьезным. Тут и трагическая тема гражданской войны, и брат на брата, и сожженные церкви, и утрата веры, и особая роль в революции товарищей, скажем так, нетитульной национальности. Не хухры-мухры. Тут даже реверансы в сторону васильевского «Чапаева» есть, цитаты прямые (эпизод с картошкой). В духе крупных режиссеров, отдающих дань своим великим предшественникам.
Картинки в кадре стремительно меняются. То Чапай, оказавшийся страшно любвеобильным, балуется с очередной красавицей, то сцена батальная с настоящими пушками и сотнями статистов, то мучительные споры героев о происходящем, то фронтовые офицеры-золотопогонники играют в русскую рулетку... Но картинки-то все наивные, плоские. В двух измерениях экрана. Обсуждать героя и меру его подлинности при таком-то качестве мне показалось излишним.
Сколько их уже показали нам — сериалов про легендарные личности советской эпохи. Были как удачи, так и откровенные провалы. Но каждый раз, когда появляется новый, задаешь себе один и тот же вопрос: зачем? Зачем взяли вот этого конкретного человека, зачем копались в его жизни, досочиняли ее, переписывали? Чтобы открыть тайные страницы истории? Сорвать с исторического персонажа маску официальной биографии? Ладно, если б так. А то все чаще складывается впечатление, что сериальные авторы используют громкое имя как простой манок.
Удивительно, что до сих пор не сняли что-нибудь про Ленина. А то ведь какая фактура! Казненный брат, однокашник Керенский, Инесса Арманд, немецкие деньги, пломбированный вагон, «загадочная» болезнь: Уж тут ни у кого язык не повернется сказать, что кинцо неглубокое получилось. Да и одних только заграничных экспедиций сколько можно было бы пробить!