За январь 2013 года общая задолженность по зарплате в России выросла на 47,2% и составила 2,296 млрд рублей
Деньги не платят на обрабатывающих и добывающих производствах, в строительстве и сельском хозяйстве, в науке и на лесоповале. Больше всего задолжали работникам в Москве и Кемеровской области, в Красноярском и Хабаровском краях, в Ростовской области.
В конце прошлого года было наоборот: только за декабрь долги по зарплате уменьшились на треть, и региональные власти, обязанные следить за градусом социальной напряженности, уже трубили победу. Но едва прошли праздники, как безденежье вернулось и даже усугубилось.
Казалось бы, на виновных должна быть управа. Именно для них в Уголовный кодекс включена соответствующая «тюремная» статья. Но она… не работает. Ибо, прежде чем посадить на скамью подсудимых должника-директора, правоохранительные органы должны доказать: деньги работникам не выплачиваются в корыстных целях, то есть присваиваются начальством. Но для этого требуется провести квалифицированную ревизию, проанализировать цепочку неплатежей. Куда проще подшить в дело справку, полученную от того же директора: мол, просрочка образовалась из-за нехватки средств. Вот и ныне, по официальным данным, 96,7% зарплатных невыплат случились по причине отсутствия денег у предприятий и учреждений. А на такое «нет» и суда нет.
Правда, в законе есть и такая мера, как взыскание долгов по зарплате самими работниками. С последующим исполнительным производством, когда судебный исполнитель арестовывает директорский «Мерседес» в пользу бедствующих подчиненных. Но такие дела редки, ибо судиться с начальством себе дороже.
Между тем в Евросоюзе о таких проблемах зачастую даже не слышали. Ибо там существует строгий порядок: предприятие, оставшееся без денег на зарплату, немедленно банкротится – с последующей распродажей активов и имущества. Выручка идет на покрытие долгов. Причем инициатором банкротств выступает, как правило, менеджмент данной фирмы – под страхом запрета на занятие руководящих должностей в будущем и даже уголовного преследования.
И вот теперь готовится подобный законопроект в России. Документ обяжет руководителей компаний – должников по зарплате подавать заявление в арбитражный суд о банкротстве не позднее чем через три месяца с начала задержек. В случае просрочки суд может дисквалифицировать руководителя фирмы на два года и даже привлечь к субсидиарной ответственности по обязательствам фирмы.
Впрочем, эксперты «Труда» по трудовому и корпоративному праву уже видят пути обхода будущего закона, если топ-менеджеры получат соответствующие указания владельцев предприятий. Ибо главная беда российских властей, включая судебную, – необязательность, выборочное применение законов и кампанейщина. Директора могут наказать или простить, выдать ему волчий билет или «золотой парашют».Несколько лет назад в стране с успехом прошла охота на серые зарплаты. Ныне число «конвертируемых» выплат снова растет. Как вы думаете, почему?