Поп-дива сняла фильм "Грязь и мудрость", довольно убогий по сюжету и в основном представляющий
Поп-дива сняла фильм "Грязь и мудрость", довольно убогий по сюжету и в основном представляющий собой рекламу ансамбля "Гоголь борделло" и ее лидера Евгения Гудзя. Песни и пляски в украинско-цыганско-еврейском стиле, брутализм "а ля Кустурица", псевдофилософские извержения вперемешку с русским матом - вот и все, что осталось в памяти от этой картины. Тем не менее целых три дня фестиваль вертелся вокруг Мадонны, демонстрировавшей в канун своего 50-летия чудеса физической формы и омолаживающих технологий.
В конкурсной программе по художественным параметрам выделялись три очень разных фильма - "Нефть" Пола Томаса Андерсона, "Беззаботная" Майка Ли и "Стандартная оперативная процедура" Эррола Морриса. "Нефть" - масштабный кинороман об эпохе нефтяной лихорадки в Калифорнии, навеянный прозой Эптона Синклера. Великолепное живописное и музыкальное решение, прекрасный актерский ансамбль во главе с Дэниелом Дэй-Льюисом в роли потерявшего человеческий облик нефтедобытчика - только часть достоинств этой выдающейся картины, еще до Берлина собравшей около 60 премий и претендующей на несколько "Оскаров". В Берлине "Нефти" досталось два "Серебряных медведя" - за режиссуру и за музыку Джонни Гринвуда.
"Стандартная оперативная процедура" - другой берлинский фильм, достойный войти в историю кинематографа и первый случай включения документальной ленты в конкурс. Ее основой послужили скандальные фотографии из багдадской тюрьмы Абу-Гриб, где тюремщики сами запечатлели пытки и сексуальные издевательства над заключенными. Оскароносца Эррола Морриса не зря называют "Феллини документального кинематографа": он сумел превратить серию интервью с бывшими тюремщиками в портрет современного общества, пронизанного манией насилия. Эта картина была отмечена вторым в иерархии наград спецпризом жюри.
"Беззаботная" - полный контраст с двумя предыдущими картинами. Это бытовая комедия, разыгранная на сочном социальном фоне: дело происходит в среде простых и забавных жителей лондонской окраины. Главная героиня Поппи (чудесная роль Салли Хоукинс, отмеченная "Серебряным медведем") воплощает беззаботную юность, которая впервые сталкивается с драмой чувств. Секрет успеха этого фильма у берлинской публики еще и в том, что он стал глотком свежего воздуха после тяжелых, мрачных картин.
Остальные решения жюри оказались менее ожидаемыми. Лучшим актером признан не Дэниел Дэй-Льюис, а иранец Реза Наджие из фильма "Песня соловьев". А обладателем "Золотого медведя" стал фильм, который не вызвал единодушия и был воспринят по-разному жюри, публикой и журналистами. "Элитный отряд" - дебют бразильского режиссера Жозе Падильи. Это криминальная сага о быте фавел, районов Рио-де-Жанейро, которые контролируются наркомафией, а полиция заглядывает туда лишь для того, чтобы получить взятки. На этом фоне действует элитный отряд, призванный навести порядок в городе накануне визита Папы Римского. Порядок наводят огнем и мечом, а экран багровеет от пролитой крови.
Столь же драматична и история самой картины. Полиция пыталась наложить на нее запрет, ее копию украли и нелегально пустили по всей стране, фильм стал хитом, а режиссер - национальным героем. Вместе с тем на него посыпались обвинения в том, что он призывает бороться с коррупцией фашистскими методами. Во всем этом мы узнаем отголосок споров, кипевших лет тридцать назад вокруг социально-политических лент Коста-Гавраса, французского режиссера, возглавлявшего в этом году жюри Берлинале. Он сказал: "Мы живем в турбулентный период, когда вокруг войны и нищета, а кино - это чудесное зеркало, которое отражает картину общества, то, чем живут мужчины и женщины, их драмы и их радости тоже - вот что интересует меня". Коста-Гаврас отметил также, что жюри, в которое входил и наш продюсер, в прошлом режиссер-документалист Александр Роднянский, приняло свое решение единогласно.
Российского кино, как известно, не было представлено на конкурсе, что стало в последние годы даже не тенденцией, а традицией. Правы или не правы берлинские отборщики, никак не находящие места для наших фильмов, вопрос спорный, но один возможный ответ Берлинале все-таки дал. "Русалке" Анны Меликян была предоставлена честь открыть просмотры "Панорамы", а жюри международной критики - ФИПРЕССИ - выделило эту картину из огромной внеконкурсной программы и наградило своим призом. Успешно прошел и показ в рамках "Форума" полнометражного режиссерского дебюта Игоря Волошина "Нирвана". В конкурсе короткого метра участвовала и получила один из призов картина "В теме" Ольги Поповой, а в программе "Поколение" показали пять анимационных картин студии "Пилот". На кинорынке прошла презентация проекта "Обитаемый остров" Федора Бондарчука.
Ко всем этим событиям в Берлине был проявлен живой интерес, значит, потенциал у российских фильмов все-таки имеется, но нужен какой-то толчок, чтобы он реализовался сполна и весомо.