ЕСТЬ ЕЩЕ ПОРОХ

Было время на заре истории отечественного ТВ, когда считалось, что общество обрело не только новое мощное средство информации, но и своеобразный вид искусства. Замечательные творческие открытия Анатолия Эфроса в области телевизионного театра, Сергея Колосова в многосерийном кино, Евгения Гинзбурга в эстрадно-развлекательных жанрах заставляли поверить в это.

Но затем поиски в этих направлениях как-то сошли на нет, развитие пошло в сторону информационных жанров, а в художественной сфере все заполонили пришедшие к нам из далеких стран "мыльные оперы" да "развлекаловка". Теперь и мы научились "варить мыло" не хуже заокеанского, а вот о былых творческих находках как-то подзабыли. Может, поэтому всякая крайне редкая попытка обнаружить присущие телевидению художественные потенции привлекает к себе особое внимание.
На канале "Культура" в эти дни идет 12-серийный цикл "Есть упоение в бою... ", который способен обескуражить любого поборника "чистых" телевизионных жанров. В самом деле, снятый по популярной книге писателя и историка Якова Гордина "Дуэли и дуэлянты" сериал несет на себе черты литературной просветительской передачи. Мы постоянно слышим с экрана великую классическую русскую поэзию и прозу: Пушкин, Лермонтов, Достоевский. Вместе с тем в кадре каждую минуту происходит лицедейство: два молодых питерских актера Игорь Ботвин и Алексей Морозов не только читают стихи, но и изображают известных персонажей отечественной истории. Делают это без грима, одетые по современной молодежной моде, с откровенно пристегнутыми микрофонами-"петличками". Мало того, они нередко меняются ролями, причем иногда даже споря друг с другом, кому из них, скажем, быть сейчас Пушкиным.
То, что мы видим на экране, - это одновременно и художественное чтение, и театр, и документальная историческая реконструкция. Во всем свобода, полет фантазии, масштаб исследуемой личности - все то, что стоит за историями, рассказанными в книге Гордина. Сам автор, кстати, тоже постоянно присутствует в кадре в качестве повествователя. Хотя и актеры-исполнители в какой-то момент могут, выходя ненадолго из образа, превращаться в рассказчиков. Подобная необычная драматургия позволяет зрителям острее ощутить современный взгляд на то, что происходило в России в далеком уже XIX веке.
Формально, следуя названию книги, положенной в основу цикла, авторы могли бы ограничиться рассказом об увлекательных деталях дуэлей, которых в нашем отечестве в ту пору было великое множество. Пример того, как рассказ о дуэли можно превратить в забавный анекдот, показывает еженедельное ток-шоу "К барьеру!" (НТВ). Ведущий там в промежутках между "раундами" словесного спора вспоминает разные разности из жизни дуэлянтов. Получается занятно, но не более того. Да к тому же подчас свидетельствует о не очень высоком уровне благородства иных участников поединков. В минувший четверг, скажем, нам поведали, как в предреволюционные годы Гучков на дуэли с Уваровым, после того, как тот выстрелил в воздух, стрелял, ранил своего противника и, несмотря на такой, не очень достойный поступок, был тем не менее избран председателем Государственной Думы.
"Есть упоение в бою... " находит золотую середину между занимательностью деталей и обстоятельств, с одной стороны, и серьезностью рассказа о людях и истории, с другой. Авторы телецикла сумели понять экстремальные ситуации в жизни русского дворянина - а, кроме дуэли, это еще и карты, и рулетка - как проявление в этих ситуациях высоких, бескомпромиссных понятий о чести, как рискованное испытание каждым своей переменчивой судьбы.
Особое достоинство цикла состоит в том, что в рассказе дуэльных историй Пушкина, Кюхельбекера, Грибоедова, декабриста Лунина, в описании карточных страстей баснописца Крылова, губительной зависимости от рулетки Достоевского - во всем раскрывается не только национальный менталитет, но и его изменение в ходе истории. Нам показывают, как трансформировались на русской почве пришедшие из Европы правила и представления о дуэлях и карточной игре. Неожиданным и плодотворным оказалось в цикле сравнение немца Германна из "Пиковой дамы", жаждущего спокойного и гарантированного выигрыша, с автором повести, который из-за неуемного своего темперамента постоянно проигрывался и погиб, так и не рассчитавшись с громадными карточными долгами.
Зрителей, интересующихся эволюцией общественных нравов, в цикле привлечет проведенное через все двенадцать выпусков сравнение пушкинского поколения, у которого дуэли и карты были своего рода забавой, с Достоевским - для него рулетка стала поистине хождением по краю пропасти. Ну а для тех, кому небезразличны судьбы отечественного телевидения, талантливая работа "Есть упоение в бою..." окажется убедительным свидетельством того, что творческие поиски на ТВ не угасли, что есть еще порох в пороховницах.