НИКОЛАЙ ПЕТРАКОВ, ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА ПРОБЛЕМ РЫНКА РАН: ЦЕЛЬ РЕФОРМ - ПОВЫШЕНИЕ ТАРИФОВ?

Очередной рост цен на энергоносители и подорожание продуктов питания, предметов первой необходимости тревожат россиян, закрепляют их неуверенность в завтрашнем дне. Ходят слухи чуть ли не об очередном дефолте. О том, насколько они верны, что надо предпринять для стабилизации экономики и общественного умонастроения, размышляет наш нынешний собеседник академик Николай ПЕТРАКОВ.

- Николай Яковлевич, Министерство по налогам и сборам все чаще призывает россиян "выйти из тени", то есть честно и исправно платить налоги. Как вы считаете, почему наш народ не очень желает "светиться"?
- Потому что он не доверяет правительству. Старшее поколение исправно платило налоги и осталось за бортом пенсионной реформы, получая гроши. Разве это не посмешище - нынешняя прибавка от 15 до 94 рублей к базовой (то есть государственной) части пенсии?
- Однако ежемесячная выплата даже такой прибавки по стране тянет на 1,23 миллиарда рублей.
- Но рядовому-то пенсионеру, который будет получать вместо 560 всего 593,6 рубля, - как жить? Поэтому предприниматели не торопятся платить налоги, а их работники предпочитают получать пусть и "черным налом", но сегодня... Кроме того, само правительство не желает "выходить из тени" и раскрывать нам бюджетные расходы. Почему учителя, врачи, военные месяцами не получают зарплату, долг по которой перевалил уже за 3 миллиарда рублей? Раз за разом Счетная палата проверяет бюджетные расходы на восстановление Чечни и постоянно обнаруживает, что украдены десятки миллионов рублей. Получается, мы платим налоги, а их разворовывают. На наши плечи перекладывают уплату НДС, налога с продаж, выплату государственного зарубежного долга. Получается, что правительство установило нам низкие налоги в обмен на то, что мы не будем требовать от него отчета об их расходовании. Есть и третья причина - огромные чиновничьи и просто бандитские поборы, которыми обложен весь российский бизнес. В такой ситуации, если предприниматель честно "выйдет из тени", то он останется голым.
- Однако нас уверяют, что система налогообложения способствует развитию и росту производства на 3 - 4 процента в год. Опять же количество разнообразного товара на прилавках впечатляет...
- В таком случае я рассказываю своим студентам анекдот о том, как можно уравнять спрос и предложение всего на две единицы товара. Для этого достаточно выставить на продажу, скажем, два автомобиля и заломить за них такую цену, что больше одного покупателя не найдется. Вторая машина сто лет будет стоять символом автомобильного изобилия. Я не помню, чтобы в послевоенной Москве люди в помойках копались. Сейчас это повсеместное явление.
- Может, потому, что нищие съехались в Москву со всего бывшего СССР?
- Сотрудники нашего института провели огромную статистическую работу по измерению имущественного неравенства. Результат ошеломляющий - население России впадает в нищету целыми регионами. Нас убеждают в том, что мы - единая Федерация. В чем наше единство - в бедности? Возьмите, к примеру, немцев. У них работает федеральный фонд выравнивания экономического положения земель, в который богатые регионы Германии отчисляют около 3 процентов дохода. В конце каждого года по нескольким параметрам (в основном по душевому доходу) определяют две-три самые отсталые (не бедные!) территории. Из фонда им выделяют льготные кредиты. Но не на повышение зарплаты, а на создание рабочих мест.
Мои коллеги академики Львов, Абалкин, Римашевская, считают, что уровень жизни нашего населения надо поднимать и простым повышением оплаты труда. Да, в отдельных случаях, точечно нужно повышать зарплату там, где она явно нищенская. Но я сторонник того, чтобы направлять деньги на создание новых рабочих мест.
- Но если при этом прожиточном минимуме народ живет, то каким образом он выживает?
- Народ выживает на потайные доходы. Так поступают люди, занимающиеся частным извозом, строительством дач и ремонтом жилья и так далее. Налоги они не платят. Их заработки нигде не учитываются. А если и фиксируются, то - доли процентов. Да, в таких случаях - а их миллионы - мы сами себя обманываем. Но, простите ради Бога, я не так люблю свое государство, чтобы спрашивать у автомастера: "А ты налог заплатишь с этой суммы?" Правительство не желает заботиться о нас должным образом. У него политика "одного шага": сорвать сейчас выгоду, а там хоть трава не расти.
Для примера приведу вам бездумный шаг правительства Гайдара при формировании госбюджета в 1992 году. Тогда жестко сокращали все бюджетные расходы. Первыми под "обрезание" попали, естественно, физкультура и спорт. Приходят к ним спортивные руководители и говорят: "Ребята, мы что - не поедем на Олимпиаду в Барселоне? В бюджете нет денег на подготовку олимпийской сборной. Что будем делать?" Гайдар, Бурбулис нашли "выход" - дали спортсменам квоту на беспошлинную продажу сигарет, водки. Как замечательно! И спорт поддержали, и госбюджет не раздули.
Но такая идея могла родиться только в голове у Буратино. Потому что лишь малая часть вырученных денег пошла на подготовку олимпийской сборной. Во много раз большие суммы мошенники рассовали по карманам. Так у нашего большого спорта появилась огромная криминальная крыша. Легкие деньги всегда притягивают преступников. А почему у нас наука в загоне? Да потому, что мгновенной прибыли не приносит. То, что изобретение через 5 - 7 лет даст колоссальный эффект, наших управленцев не волнует.
- В итоге наши ученые уезжают за границу на заработки тысячами человек в год...
- За цифры не ручаюсь, но из среды российских экономистов идет очень сильная эмиграция. Причем не только внешняя, но и внутренняя - в коммерческие структуры. Из моего института за короткий срок 8 молодых талантливых ребят ушли в коммерцию. Приходят и говорят: " Я ухожу. Мне оклад 5 тысяч долларов в месяц положили. У меня маленький ребенок, молодая жена"... Ну чем я их удержу?
- А у вас они сколько получают?
- Ну я максимум могу заплатить 200 - 250 долларов со всеми надбавками. Поэтому я сильно сомневаюсь в том, что нынешние попытки правительства приостановить отток ученых из страны увенчаются успехом. Можно временно приостановить работу завода, колхоза, любого производства и потом возобновить работу в новых конкурентоспособных условиях. В науке так не бывает. Если вы упустили год поиска и разработок, да при этом у вас уехало, скажем, 10 - 15 процентов лучших специалистов, то это направление уже никогда не удастся возродить на высоком уровне. Такое произошло с Гитлером. Если бы он не преследовал в 30-е годы евреев-физиков, то к 1942 году уже имел бы атомную бомбу. Но он выкинул их из страны и тем самым обескровил исследования по атомной бомбе, а потом зубами щелкал в 1945 году, да поздно было. А эти же самые физики сделали ее в Америке. В российской науке сегодня уже многое загублено.
- Что надо сделать для спасения нашей экономики?
- Нужен резкий денежный удар. Финансовый резерв для этого есть. Я, например, совершенно не уверен в том, что стране необходим сейчас 50-миллиардный золотовалютный резерв. Зачем эти деньги лежат? Пусть они работают. Если вы хотите, чтобы опять не было дефолта, так не выпускайте ГКО, не стройте новых финансовых пирамид. Боязнь инфляции - несерьезный аргумент. А вот борьба естественных монополий за крушение тарифов точно может взорвать всю экономическую систему и вызвать дикую инфляцию. Ведь если дорожает бензин, то автоматически поднимается цена на все товары, которые надо транспортировать машинами.
- Странная ситуация: чем беднее живет народ, тем дороже делает его жизнь правительство. Зачем?
- Рост цен провоцируют владельцы крупного бизнеса, которых интересы народа волнуют меньше всего. Обратите внимание - сейчас законодатели успешно сдерживают напор приватизационной команды руководителя РАО ЕЭС Анатолия Чубайса. Почему им это на сей раз удается? Не потому, что не нужна данная реформа, а потому, что на знамени всех наших реформ написано одно - повышение тарифов (поэтому в реформы никто и не верит). В случае с Чубайсом, слава Богу, нашла коса на камень - против его лоббистов восстали защитники алюминиевых и других металлургических олигархов. Их производства - самые энергоемкие. Если Чубайс заломит тарифы на электроэнергию, то их продукция будет неконкурентоспособна на мировых рынках. Остальные "короли" - бензиновые, телефонные, продуктовые и прочие - могут вздувать цены на свою продукцию до тех пор, пока не натолкнутся на серьезных конкурентов. А интересы простого человека в этих экономических играх никак не учитывается.
- А что же бездействуют наши министры, правительство в целом?
- Они не бездействуют, а обслуживают олигархов: одни - одних, другие - других. Все министры - люди нанятые, но не нами, не нами... Не народом они наняты. А когда чиновник связан с олигархом, с монополистом, то эта связь называется знаете как - коррупцией...