ПО КРОВАВОМУ СЧЕТУ

Министерство обороны РФ тут же опровергло эти данные. По статистике военного ведомства, "всего с начала контртеррористической операции в Чечне с 1 октября 1999 года по 23 декабря 2002 года потери всех силовых ведомств РФ составили 4572 погибшими и 15 549 ранеными".

Неужто прав лидер сепаратистов Аслан Масхадов, как-то заявивший в интервью еженедельнику "Московские новости": "Затяжная война переходит в партизанскую, и жертв в российских войсках в два-три раза больше, чем было при фронтальных боевых действиях, но генералам в этом страшно признаться"? Однако с чего бы это его загнанные в горы и отрезанные заснеженными перевалами и пограничниками от основных баз снабжения боевики внезапно столь резко прибавили в мощи?
Ответ на этот вопрос военные знали уже вчера. Скандал породила банальная ошибка одного из информационных агентств. Услыхав в штабе Северо-Кавказского военного округа приблизительную цифру безвозвратных потерь за 3,5 года, они ошибочно выдали ее за скорбную статистику лишь года минувшего. На самом деле, как рассказал офицер центрального аппарата Минобороны, в последние два месяца прикомандированный к штабу Объединенной группировки российских войск на Северном Кавказе, сейчас с боевыми потерями войск в Чечне дело обстоит ровно наоборот - они резко сократились. Ничего удивительного: бои с бандитами сегодня ведутся главным образом методом засад и адресных действий по агентурным данным. И в рейды выходят почти исключительно группы спецназа, накопившие большой опыт войны в горах.
Другое дело, что непозволительно велики в Чечне так называемые небоевые потери. По данным Главной военной прокуратуры, только от происшествий в 2002 году там погибли 1200 человек из всех войск - и сил Министерства обороны, и пограничных, и внутренних войск, и сил ГО и ЧС. А всего по этой причине из состава Объединенной группировки войск на Северном Кавказе выбыло из строя около 2000 человек. Причем среди убитых в результате преступлений - 8 офицеров, и все они погибли по вине подчиненных. Почему такая беда чаше всего случается именно в Чечне - понятно. И висящее на стене ружье, говорят, раз в год стреляет. А в мятежной республике таких "ружей" тысячи. Наш собеседник из Минобороны привел такой пример небоевой потери. Недавно во время операции в горном селе один из офицеров, чтобы сократить путь, решил перемахнуть через забор. Зацепился висевшей на поясе гранатой. Взрыв... И это уже не боевая потеря 2003-го.