БИТВА ЗА ТАЛОНЧИК

"Чтобы записаться на прием к окулисту в нашей обычной московской поликлинике N 50 на улице Шкулева (Юго-Восточный административный округ), я приехала к входу в медицинское учреждение в шесть утра. Но оказалась, к сожалению, не первой. Более полутора часов мы, стоящие в очереди, провели на улице, на холоде. Однако в книге записей было только 13 мест, а я - 20-я. В итоге так и ушла ни с чем. Запись производится нечасто. И кто-то из очереди предложил занимать очередь в следующий раз с вечера, греясь всю ночь у костра. Мне это не по силам. Да и дикарством каким-то отдает. Что же с нашим здравоохранением? Почему оно оказалось таким бесчеловечным? Послушаешь выступления по телевизору иных чиновников от медицины - и может создаться впечатление, что они только и думают, как помочь гражданам. Но на деле система здравоохранения зачастую не обеспечивает элементарной медицинской помощи и заставляет идти в платную поликлинику... Если будете публиковать мое письмо, не называйте фамилии, иначе в поликлинике меня будут воспринимать как врага. А я хочу только, чтобы беспомощных стариков не обижали.Е. Р., жительница Юго-Восточного округа Москвы".

Письмо читательницы "Труда" я пересказал заместителю главного врача поликлиники N 50 Юрию Лосеву и спросил: почему больные люди, чтобы попасть к специалисту, должны испытывать такие муки?
- В нашей поликлинике, как и во многих других, сложилась тяжелая ситуация с кадрами специалистов, - ответил Юрий Викторович. - У нас вместо двух окулистов работает один. Мы, конечно, подаем заявки, размещаем объявления, ищем совместителей - пока все тщетно. В коммерческие медицинские центры специалисты идут охотно, а получать нашу зарплату желающих немного. Не всем удается записаться сразу на прием не только к окулисту, но и к урологу, невропатологу... Работу поликлиники в прошлом году характеризует такой показатель: почти четверть миллиона посещений. А в штатном расписании - всего 62 ставки. Можете представить, какая нагрузка ложится на врачей. Если же еще не все вакансии заполнены, то ситуация обостряется до предела...
Заместитель главврача выразил готовность помочь нашей читательнице попасть на прием к специалистам в поликлинике. Но это не выход, если иметь в виду общую ситуацию. Получается, чтобы попасть к лекарю, надо сначала пожаловаться в газету? По мнению почти половины опрошенных социологами россиян, положение дел в здравоохранении за последний год еще ухудшилось. Чуть более трети респондентов заявили, что качество медицинских услуг не изменилось, и только 14 процентов дали позитивный ответ (данные ВЦИОМ, опрос проводился в конце декабря 2002-го). Не менее красноречивы и ответы на другой вопрос:
УДОВЛЕТВОРЕНЫ ЛИ ВЫ СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ?
(распределение ответов приводится в процентах от числа опрошенных)
Определенно да/скорее, да 26 процентов
Определенно нет/скорее, нет 71
Затруднились ответить 3
Когда 70 процентов граждан не удовлетворены системой здравоохранения, это серьезный сигнал и для руководителей Минздрава, и для правительства в целом. Между тем министр Юрий Шевченко недавно сделал очередное оптимистическое заявление: наше здравоохранение хотя и остается тяжелобольным, "но этот больной уже поправляется". На самом деле, по данным Госкомстата, в прошлом году увеличилась смертность от болезней системы кровообращения, органов дыхания, пищеварения... Не очень ясно, где министр обнаружил обнадеживающие перемены.
Жесткие оценки положения дел в здравоохранении дает Главное контрольное управление президента РФ, которое в конце прошлого года провело серьезную проверку в Минздраве, Федеральном фонде ОМС и ряде субъектов РФ. Выводы суровы: "Меры по обеспечению граждан гарантированной государством бесплатной медицинской помощью не принесли ожидаемого позитивного результата. Уровень первичной заболеваемости за последние пять лет увеличился на 10 процентов, а общей - на 15. Несмотря на увеличивающиеся из года в год расходы на развитие отрасли, их доля в объеме ВВП достигает порядка 3,5 процента, тогда как, по данным Всемирной организации здраво- охранения, допустимый минимум - 5 процентов (в США - 6,5; во Франции - 7,1; в Германии - 8,2. - В.Г.). Территориальные программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи в целом по стране профинансированы на 86 процентов, а в 39 субъектах РФ - на четверть".
Это значит, что миллионы россиян не получают своевременно необходимой медицинской помощи. Смертность в стране растет, а система здравоохранения во многих регионах по-прежнему пробуксовывает. Разрыв в финансировании территориальных программ в расчете на одного жителя по регионам составил в 2000-м 13 раз, в 2001-м - 15 раз. Уже не первый год пребывающее в нищете, тяжелобольное здравоохранение далеко не полностью выполняет свою главную миссию - охрану здоровья граждан. Реформа системы идет недопустимо медленно. Понятно, необходимо существенное увеличение финансирования этой сферы и на федеральном, и на региональных уровнях. Однако, с другой стороны, надо учиться умело расходовать деньги. Сегодня же сохраняется прежний, неэффективный порядок распределения средств - ориентация на наличие койко-мест в стационарах и численность персонала в поликлиниках, а не на фактический объем оказанной помощи.
Правительство до сих пор так и не определило концепции развития системы обязательного медицинского страхования (ОМС). За счет средств ОМС финансируется только 31 процент медицинских услуг.
Пока в Белом доме продолжается бюрократическая канитель, сотни тысяч россиян, не имеющих средств на лекарства, на дорогостоящую операцию, тихо уходят из жизни. В прошлом году умерли 2 122 200 человек - на 64 тысячи больше, чем в 2001-м...