РАМАЗАН АБДУЛАТИПОВ: КАЖДЫЙ ИЗ НАС - ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ЖЕРТВА КРИМИНАЛА

Известный российский политик и ученый, бывший вице-премьер и нынешний член Совета Федерации Рамазан Абдулатипов - глубокий знаток национальных традиций. Он буквально потрясен варварской жестокостью бандитов, посягнувших на жизнь академиков Глебова и Брушлинского, криминальным беспределом в России. С ним беседует корреспондент "Труда".

- Особое уважение, бережное отношение к старшим по возрасту, а тем более - к людям, всей своей жизнью заслужившим почет и внимание, всегда было отличительной чертой народов нашей страны. Быть может, в большей степени - на Кавказе, откуда вы родом...
- Без уважения к сединам, старикам нет народа, нет личности, без этого невозможны никакие реформы. Я хорошо знаю не только свою дагестанскую деревню, но и русскую, украинскую, татарскую... Простые верующие люди везде одинаковы. Как ученый я восхищаюсь величайшими духовными традициями русского народа. В свое время я занимался проблемами старообрядчества и духоборства, историческими перемещениями основных масс представителей этой веры. Лично встречался с этими людьми. И всякий раз поражался, насколько свято они соблюдают свою нравственную чистоту, добрые, веками устоявшиеся традиции.
Большой современный город, к сожалению, растворяет многие привычные рычаги нравственного контроля и самоконтроля. В своем родном ауле мой земляк, конечно, соблюдает морально-нравственные правила поведения, впитанные с молоком матери. Например, приходит старший - он должен встать, уступить ему место и так далее. Но уже в Махачкале или Москве молодой горец может вести себя так, словно он исповедует совсем другую систему нравов.
- А в вашем роду такие случаи бывают?
- Однажды один из моих племянников захотел быть "крутым", стал груб и неуважителен по отношению к своим родителям. И тогда я подарил ему на день рождения тормозные колодки от "КамАЗа". Он эту простую символику понял: свое поведение нужно контролировать, иногда - притормаживать. Иначе превратишься в дикаря.
В свое время многие смеялись над Моральным кодексом строителя коммунизма. Хотя, сказать по правде, сам коммунизм был ни при чем, ибо многие нормы того кодекса исходили из народных традиций и, не удивляйтесь, Библии, Корана. Не все в Союзе делалось плохо. Разрабатывая ту или иную кампанию, скажем, освоение целинных и залежных земель, власть предусматривала идеологическое обеспечение акции. А кто сегодня у нас в стране озабочен духовным, нравственным обеспечением реформ? И вот за десять лет мы проделали путь, для преодоления которого западным цивилизациям требовались столетия. Наш человек не успевает, если так можно выразиться, вызревать.
И другая сторона вопроса. Обретаясь в "коридорах власти" вот уже 12 лет, я все больше убеждаюсь, что совести у многих высокопоставленных чинов и бизнесменов становится все меньше. Я даже написал книгу, которая так и называется - "Власть и совесть". Там есть молитва, в которой говорю: "О Всевышний, дарующий людям власть, не забудь одарить их и совестью".
Вот я только что прилетел из Ирака. Страна десять лет в экономической блокаде, но, поверьте, никакой озлобленности у людей нет. А прилетели во Внуково - и началось: "Куда пошел?", "Не имеете права!", "Куда садитесь?". И все грубо, с какой-то непонятной злостью. Как будто ты - не свободный "свой" человек, а полузаключенный.
Не рецидив ли это всеобщего неуважения друг к другу в нашей стране? Конечно, меня можно упрекнуть в некоторой горячности, но ведь, по большому счету, именно эта атмосфера и порождает подонков, вроде убийц престарелых академиков.
Я часто вспоминаю моего учителя академика Андрея Брушлинского. Работая над кандидатской диссертацией в 1978 году, я свои концепции выстраивал, в частности, и на его трудах. Мог ли я даже в кошмарном сне увидеть трагический конец этого замечательного ученого?
Вот и считаю: сегодня нам надо повернуться лицом не только к физической культуре (это тоже, конечно, архиважно), но и к культуре нравственной, культуре межнациональных отношений, к духовности. Демократия предполагает наличие совести. Ведь основным регулятором либеральной экономики являются именно совесть, честность, порядочность. Возьмем опять-таки Ирак. Руководство страны нацеливает своих граждан на сотрудничество прежде всего с российскими предприятиями. Но представители экономических сфер Ирака нам прямо говорили: "С вами невозможно работать. Российские предприниматели пытаются обманывать на каждом шагу, все хотят делать "на халяву".
На мой взгляд, назрела острая необходимость создать... понятно, не министерство, но какую-то авторитетную службу нравственного воспитания. Без обостренного внимания к этой проблеме не будет народа, личности, невозможны никакие реформы.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
"Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет.
...Убийство ... двух или более лиц... из корыстных побуждений или по найму, а равно сопряженное с разбоем, вымогательством или бандитизмом... совершенное неоднократно, наказывается лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет либо смертной казнью или пожизненным лишением свободы".
УК РФ, ст. 105.
А КАК У НИХ?
В Великобритании за преднамеренное убийство суды наказывают, как правило, пожизненным заключением. Приговоры за грабежи колеблются от 6 до 12 лет. В последнее время правительство требует ужесточения приговоров за кражи.
В послевоенной Германии реакцией на нацистскую жестокость и беззаконие стала отмена смертной казни. И сейчас высшей мерой наказания за убийство является пожизненное тюремное заключение. За другие тяжкие преступления, включая разбойные нападения, максимальное наказание - до 15 лет тюрьмы.