ДИАЛОГ НА БОСФОРЕ

На прошлой неделе ко второй турецкой столице - Стамбулу было приковано внимание ведущих СМИ. 12 - 13 декабря в прекрасном дворце "Чираган" на самом берегу пролива прошел форум Организации Исламская конференция (ОИК) и Европейского союза (ЕС) на уровне министров иностранных дел. Созван он был по инициативе главы турецкого внешнеполитического ведомства Исмаила Джема и оказался весьма представительным - на него прибыли более 40 его коллег, делегации 75 стран и международных организаций, включая Совет Европы, ОБСЕ, Лигу арабских государств (всего более 700 гостей).

Уникальность форума состояла в том, что впервые в обсуждении весьма насущных проблем диалога и взаимодействия двух цивилизаций - европейской (преимущественно христианской) и мусульманской - приняло участие так много представителей Европы, Азии и Африки. Столь своевременная турецкая инициатива наложилась на глубокую озабоченность в мире, вызванную трагическими событиями 11 сентября прошлого года, которые, по словам Исмаила Джема, "показали, как хрупко взаимопонимание между различными цивилизациями, с какой легкостью возрождаются укоренившиеся предрассудки, как велик соблазн ассоциировать терроризм с определенной религией и культурой, противопоставляя одну часть человечества другой".
Эта озабоченность привела к пониманию того, как мало обе цивилизации знают друг о друге, к сознанию необходимости выстроить новые отношения сотрудничества и солидарности при полном уважении культурного разнообразия. Хотя сама идея диалога между цивилизациями была выдвинута ранее президентом Ирана Мохаммадом Хатами, в процессе его налаживания, бесспорно, особое место занимает Турция. Будучи евразийской страной, готовящейся к вступлению в ЕС, и одновременно одним из ведущих членов ОИК, она имеет население, в подавляющем большинстве исповедующее ислам, и одновременно светскую демократическую государственную систему. Эта страна с богатейшей оттомано-мусульманской культурой расположена на стыке Европы и Азии и являет собой модель динамично развивающегося общества, интегрированного в мировую экономику. По словам премьер-министра Бюлента Эджевита, Турция как естественный мост между двумя частями света наглядно опровергает известное выражение британского писателя и идеолога колониализма Редьярда Киплинга о том, что "Запад - это Запад, Восток - это Восток, и никогда им не сойтись".
На форуме, который, кстати, был организован безупречно, много говорилось о попытках игнорировать другой образ жизни и унижать другую культуру, установить политическое господство, подчинить другие страны экономически, увековечить бедность, отсталость и неграмотность, то есть сохранить такую ситуацию, когда 6 процентов человечества потребляют 75 процентов ресурсов планеты. Такие попытки ведут к отчаянию, протесту, враждебности, конфронтации. А эти явления, многие из которых побочный продукт глобализации, - почва, на которой произрастает слепое насилие, вплоть до международного терроризма.
Выступавшие при всем разнообразии точек зрения были согласны с необходимостью налаживания устойчивых связей как между правительствами, так и между общественностью стран Европы, Азии и Африки на основе общечеловеческих ценностей - таких, как недопущение агрессии и терроризма, поддержание мира, соблюдение прав человека, закрепленных во Всеобщей декларации и Уставе ООН, терпимость, взаимопонимание, уважение к культуре друг друга, плюрализм мнений, решение существующих конфликтов путем переговоров... Представители преимущественно мусульманских стран настаивали на том, что не военные операции и ковровые бомбардировки покончат с таким не знающим различия между религиями и нациями злом, как терроризм. Упор должен быть сделан на экономическом развитии, подъеме уровня жизни, становлении гражданского общества, среднего класса...
Названы средства воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения - образование с упором на молодежь, просветительская роль средств массовой информации. Надо учиться признавать и уважать многообразие мира, который нельзя втиснуть в прокрустово ложе одной политической и социально-экономической модели, в основе складывающейся мировой структуры лежит все большее экономическое единство в условиях социально-культурного плюрализма. Это заявление одного из участников сорвало бурные аплодисменты. Определены и конкретные совместные шаги обеих региональных организаций. Это - борьба против терроризма, содействие восстановлению и возрождению Афганистана, усилия по урегулированию ближневосточного конфликта в соответствии с международным правом и резолюциями Совета Безопасности ООН, которые предусматривают существование бок о бок двух государств - Израиля и Палестины.
Было бы преувеличением сказать, что форум прошел без столкновения мнений. Член делегации одной из арабских стран сказал мне: "Если Запад так гордится своими идеалами и правами человека, так высоко ценит свой образ жизни, более того, считает их привлекательными для всех без исключения, то зачем навязывает их силой? В этом случае это отнюдь не взаимодействие цивилизаций, а, прямо по американскому политологу Самуэлю Хантингтону, их столкновение, это отнюдь не ведет к естественному синтезу, а является голым произволом". "Не надо делать врага из того, кто от вас отличается", - резюмировал министр иностранных дел Ирана Кемаль Харрази - представитель той страны, которую нынешняя американская администрация записала в "ось зла".
Суть проблемы, по мнению ряда ораторов, именно в намеренном столкновении с исламом, провоцируемом рядом западных, прежде всего американских, политиков. Ислам можно понимать трояко. Во-первых, это богатейшее наследие арабо-мусульманской культуры, которая стала достоянием всего человечества. Во-вторых, это религия, личная вера человека, соблюдение им определенных норм и обрядов в быту и семейной жизни. В этом смысле ислам не хуже, но, видимо, и не лучше других мировых религий. Более того, как религия монотеистическая, он весьма близок к христианству. К тому же в мире накоплен колоссальный опыт сосуществования и взаимодействия ислама с христианством. Наконец, ислам - это организация государства и общества на основе мусульманского права - шариата, регламентирующего практически все стороны жизни. Это система "религия - государство" сложилась много веков назад и сейчас сохраняется лишь в некоторых странах исламского мира, например, в Саудовской Аравии, Кувейте, Иране, Судане... Европа в свое время тоже прошла этап "религии - государства". Вспомним, хотя бы Священную Римскую империю. Но сейчас это понятие сжалось до размера Ватикана. Аналогичный процесс развивается и в мире ислама. Сегодня в таких мусульманских странах, как Турция, Сирия, Египет, Тунис, Индонезия, преобладает светское законодательство современного гражданского общества с лишь некоторыми элементами шариата.
На форуме высказывалась мысль о том, что если основным принципом западного либерально-демократического общества является свобода, то таким принципом для традиционно мусульманского общества выступает понятие права и справедливости. Естественно, возникает нестыковка шариата - законов, данных Аллахом, и гражданского права как результата длительного общественного развития. Но это явное противоречие надо решать в духе времени, без грубого вмешательства извне. Тем более что и шариат не лишен внутренних источников развития, единая же жесткая церковная иерархия в исламе отсутствует. Однако в гражданских обществах с преобладанием мусульман, то есть там, где ислам по преимуществу выступает лишь в роли религии, естественная реакция населения на обнищание, притеснение, унижение, дискриминацию и несправедливость - обращение к "славному прошлому" - к исламу как системе организации всего общества с весьма сильными элементами эгалитаризма, то есть к исламскому фундаментализму.
Выступавшие на форуме европейские политики и ученые подчеркивали, что Запад весьма сильно присутствует на мусульманском Востоке своими идеями, институтами, технологиями, компаниями, культурой. В то же самое время мусульманский Восток широко представлен на Западе. Сегодня, например, мусульманские общины насчитывают в ФРГ 3,5 миллиона человек, во Франции - около трех миллионов, в Великобритании - свыше двух миллионов. Даже в небольшой Австрии на 8 миллионов жителей приходится более 200 тысяч мусульман. Европейские власти, с одной стороны, весьма тревожит демографическая тенденция их быстрого роста, с другой - вопреки ожиданиям выходцы из мира ислама и во втором, и даже в третьем поколении с большим трудом интегрируются в окружающее их общество, острее и болезненнее ощущают отчуждение и свое отличие. Именно поэтому они нередко обращаются в качестве моральной опоры к религиозному фундаментализму, зачастую питающему экстремизм. Общий вывод участников - начавшийся на Босфоре диалог надо продолжать и развивать, а "дух Стамбула", по образному выражению французского дипломата номер один Юбера Ведрина, надо беречь и лелеять, если мы хотим, чтобы мрачные предсказания Хантингтона не стали реальностью.
По завершении форума я спросил Исмаила Джема: "Многие республики бывшего СССР были представлены здесь - Прибалтика, Средняя Азия и Азербайджан, а как вы оцениваете потенциальную роль России в диалоге Запад - Восток?" Министр ответил: "Приглашения на форум были направлены по формальному признаку принадлежности или к ОИК или ЕС. Что же касается России, великой евразийской державы, мы ее рассматриваем как еще один мост между Европой и Азией, как доброго соседа и как партнера в деле сближения цивилизаций. Мы надеемся на еще более тесное сотрудничество с Россией и в европейских, и закавказских, и в азиатских делах".
Делегаты и гости форума были приглашены на представление турецкого танцевального ансамбля "Султаны танца". Великолепный молодежный ансамбль с блеском исполнил хореографическую композицию, представлявшую талантливый сплав национальной традиции, масштабности Игоря Моисеева и отточенной техники ирландских танцоров из труппы "Лорд оф данс". Чем это не символ успешного синтеза разных культур!
В промежутках заседаний мне удалось накоротке побеседовать с министром иностранных дел Афганистана Абдулло Абдулло. Вот что он сказал:
- В наших связях с великим северным соседом - Россией открыта новая страница. Поверьте, сейчас отношение афганцев к ней в корне изменилось. Мы благодарны Москве за помощь и поддержку, вспомним хотя бы военные поставки, восстановление туннеля Саланг, самоотверженность российских медиков, сотрудников МЧС, щедрую гуманитарную помощь, и намерены развивать с вами сотрудничество по всем линиям. Возьмем хотя бы недавний весьма успешный визит нашего министра обороны Мохаммада Фахима в Россию. Я надеюсь, что поставки военной техники, а мы воевали российским оружием и верим ему, будут весомой российской составляющей международной помощи Афганистану. Наши воссоздаваемые вооруженные силы - оплот государственности - будут насчитывать 40 - 50 тысяч человек. Но мы надеемся, что это будет регулярная, обученная, хорошо вооруженная, дисциплинированная и высокопрофессиональная армия. Мы рассчитываем, что поставки техники начнутся в ближайшее время через Таджикистан. Насколько мне известно, с просьбой к России о посылке военных специалистов мы не обращались.