ЛЯП В ЧЕСТЬ ВЕЛИКОГО ОКТЯБРЯ

За долгие годы работы в газете много раз убеждался: опечатки, ляпы в полосе всегда идут волной,

За долгие годы работы в газете много раз убеждался: опечатки, ляпы в полосе всегда идут волной, и чем круче принимают меры борьбы с этим, тем досаднее и глупее ошибки проскакивают мимо глаз корректоров. И если сейчас к таким вещам относятся как к чему-то неизбежному, то в незабвенные времена существования Агитпропа ЦК подобные случаи заканчивались и выговорами, и отстранением от должности, и инфарктами...
Помню ноябрь 1967 года. Страна готовится отметить 50 лет Великого Октября. В редакции "Труда" вместо одной "свежей головы", читающей подписные полосы, для подстраховки назначают еще одну - на всякий случай! Читать первую полосу номера, выходящего на 7 ноября - с отчетом о параде и демонстрации трудящихся, - доверили моей "свежей" голове. Предпраздничный, нерабочий день. Вся Москва гуляет, а я весь день должен сохранять голову свежей, чтобы поздно вечером прочитать подписанную дежурным редактором полосу - пахучую, в свежей краске, особо густо накатанной там, где клише. А клише на первой полосе такого номера во всех газетах известно какое - панорама трибуны Мавзолея на все семь колонок.
Прочитал до боли знакомые слова об историческом залпе "Авроры", о полувековом пути великих побед, о нерушимом единстве партии и народа - все грамотно. Расписался на исторической полосе - и домой: встречать юбилей Советской Родины. А когда после праздников появился в отделе - на этажах переполох. Оказывается, всю отпечатанную часть тиража того юбилейного номера (а это где-то под 300 тысяч экземпляров) пустили под нож: на первой полосе на снимке панорамы трибуны мавзолея было написано: ЛЕНИНН. Если бы газета вышла да еще в такой день с таким фотоснимком, кое-кто расстался бы с креслом и даже партбилетом.
Стали выяснять: кто виноват? Оказалось: снимок делал признанный мэтр советской фотожурналистики С. Гурарий. Из двух кадров, которые нужно было склеить. Это сделал опытнейший ретушер С.Потехин. Панораму утвердил не менее опытный дежурный редактор - зам.главного Г.Проценко. И никто не заметил несуразицы. Ошибку обнаружила контролер в типографии Л. Чупракова, дело которой - проверять качество печати, а не текста. Но она превысила свои полномочия, дозвонилась до кого-то домой - глубокой ночью в редакции никого не было. Пришлось части дежурной бригады возвращаться на ул.Горького, 18-Б и все переделывать..
Моя "свежая" голова тоже не заметила необычности написания знаменитой фамилии по той причине, что на оттиске, который я читал, вся фотография была сплошной грязной кляксой. Но взыскание мне все же объявили: за нарушение технологии дежурства - принял оттиск, на котором разобрать хоть что-нибудь было невозможно. Ну а спасительнице чести редакции и здоровья ее руководства, кажется, втихаря дали премию.