«Забудьте валерьянку!». С чем до сих пор борется главный кардиолог страны

По числу смертей от сердечных заболеваний - почти миллион в год - Россия остаётся неизменным лидером в мире, опережая и Европу, и отсталые африканские страны

А предотвратить беду можно, уверен главный кардиолог страны Евгений Чазов

Безумная реклама

«АиФ»: - Евгений Иванович, недавно президент озвучил в послании, что младенческая и материнская смертность снизилась. А в кардиологии каковы успехи?

Е.Ч.: - За последние пять лет, с 2005 по 2009 г., благодаря программе, предложенной в своё время ещё президентом В. Путиным, нам удалось выявить 6 млн человек, которые имели высокое давление, но об этом не подозревали. Врачам порекомендовали предлагать всем приходящим в поликлиники померить давление. Мы начали этих вновь выявленных пациентов лечить, и общая смертность в стране снизилась на 17%, в основном за счёт борьбы с гипертонией и инсультами. Высокое давление нередко развивается как осложнение другой болезни - если почки больные, нарушены функции щитовидной железы, появилась опухоль надпочечника. А дальше часто бывает так: приходит человек 35-40 лет к кардиологу, начинает принимать назначенные им препараты, снижающие давление, через полгода чувствует себя прекрасно и бросает лечение. В результате у него развивается инфаркт или инсульт. Вот с чем я, как главный кардиолог, борюсь. Если человеку поставили диагноз «гипертония», он должен постоянно находиться под наблюдением. Раз в 3-4 месяца прийти к врачу, скорректировать дозу препаратов. У нас же, к сожалению, только 46% пациентов наблюдаются таким образом. Знаете, если бы Сталин лечился от гипертонии, у него, может, и инсульта не было.

«АиФ»: - Тогда ещё не умели лечить эту болезнь?

  Е.Ч.: - Конечно. Я начинал в 1953 году. В то время тяжёлым больным с гипертонией мы назначали валерьянку - просто в качестве успокоительного, потому что были бессильны помочь.

«АиФ»: - Но многие и сегодня предпочитают траволечение…

Е.Ч.: - В случае с гипертонией это полная глупость! Сейчас очень много лекарств, снижающих давление. Их принимает весь мир. Они прошли жесточайшую проверку. В Америке, если у выпущенного препарата обнаружится нехороший побочный эффект, фармкомпании платят миллионные штрафы. Так вот за пять лет смертность там - не у нас! - снизилась на четверть! А у нас до сих пор некоторые предлагают лечить гипертонию какими-то дикими зельями. Один мой приятель, американский кардиолог, по поводу нашей безумной шарлатанской рекламы сказал мне: «Я думал, Россия - цивилизованная страна». Я отвечаю: «Это не страна плохая, это деньги. Вот ты раньше приезжал, у нас был коммунизм, а теперь капитализм. А капитализм, как писал Маркс, - это деньги. А кто его нам насадил? Вы!»

«АиФ»: - Недавно милиция поймала мошенников, которые торговали каким-то снадобьем от рака. Много людей от них пострадало.

Е.Ч.: - Надо запретить рекламировать препараты, не имеющие регистрации Минздравсоцразвития. В 1988-1989 гг., когда я был министром здравоохранения, журнал «Огонёк» написал о некоем новаторе из Грузии, якобы создавшем лекарство от рака на основе вытяжки из черноморской акулы. Весь Тбилиси торговал этой вытяжкой. Люди отказывались от операций и ехали за этой штукой в Грузию со всей страны. Мошенника мы, конечно, разоблачили. Но тогда, только по официальным данным, пострадали 3,5 тыс. онкобольных.   

Курицу за дочку

«АиФ»: - Вы лечите больных почти 60 лет. Сегодняшние врачи другие?
 
Е.Ч.: - К сожалению, у нас врачи плохо практически подготовлены. Одна теория. Как нас обучали в старые времена? На 6-м курсе поезжай и работай в больнице. Меня направили в Корнин, маленький городишко в Житомирской области. Местный доктор встретил радостно: «Три месяца пробудете? Тогда я на два с половиной ухожу в отпуск». В первый же день моего ночного дежурства привезли роженицу. Видно было, что ей уже невмоготу терпеть боль. Осмотрел её, вроде всё нормально, а плод не идёт.

                                                               
Когда вы в последний раз были у врача?
■  Несколько месяцев назад -
36% (576 голосов)
■  Так давно, что не помню -
26% (423 голоса)
■  Пару лет назад -
21% (333 голоса)
■  Буквально на днях -
17% (273 голоса)
Всего голосов: 1605

Схватился за медицинский справочник. Рядом муж матом меня кроет. Взял на себя ответственность: сделали надрез, и новорождённая девочка выскочила словно пуля - акушерка еле успела поймать её на руки. Малышку назвали Евгенией - у них, оказывается, обычай называть ребёнка именем того, кто принимает роды. А новоявленный отец потом извинялся и благодарил.

Ко мне часто журналисты пристают с вопросом: точно ли я не беру денег с больных? Но моя совесть чиста. В 1953 году меня направили на практику в Тульскую область. Оказался единственным врачом на 12 сёл. Утром сажусь на каурку и по просёлочным дорогам - к больным. В одном из сёл встречает меня местный фельдшер - насмерть перепуганная молодая девушка. У неё на участке у 13-летней девочки который день температура за 40, а она не знает, что с этим делать. Мать девочки умерла во время войны. Отец, бывший фронтовик, мечется по хате, боясь потерять и дочку. У неё оказалось двустороннее воспаление лёгких. А тогда как раз только-только появился пенициллин. Пришлось выбивать дефицит всеми правдами и неправдами. Через пару дней поехал навестить поправляющуюся пациентку. Её отец, увидев меня, заплакал, выбежал из избы и ну гоняться за единственной во дворе курицей. Вот вы будете после этого деньги брать?