Существует несколько вариантов решения газопроводных противоречий. Однако если при реализации одного сценария позиции России как сырьевой державы существенно усилятся, то при реализации другого роль нашей страны может быть сведена к положению, например, Туркмении, доставляющей газ лишь до собственных границ.
Сценарий №1
Одним из самых простых и очевидных решений газотранспортной проблемы была бы приватизация украинских трубопроводов российской стороной (по экспертным оценкам, цена приватизации превышает 100 млрд. долларов - строительство нового газопровода обойдется значительно дешевле). Подобные предложения делались Киеву уже неоднократно. В разгар нынешнего кризиса премьер Путин в очередной раз предложил руководству Украины рассмотреть такую возможность. Однако как раньше, так и сейчас украинские власти ссылаются на законы, в которых установлен запрет на передачу прав собственности на трубу. "Конституция Украины это запрещает. Они этим очень гордятся и каждый раз, когда заходит речь о приватизации газопровода, об этом напоминают", - пояснил "Труду" заместитель председателя НП "Координатор рынка газа" Владимир Фейгин.
Сценарий №2
Приводя те же аргументы, Киев отказывается передать свою газотранспортную систему и международному консорциуму.
"Были даже подписаны соглашения о создании консорциума в составе России, Украины и Германии. Он должен был заниматься диагностикой ГТС, ее ремонтом и реконструкцией. Но до сих пор никаких практических шагов предпринято не было", - рассказал "Труду" директор Института проблем нефти и газа Анатолий Дмитриевский. Впрочем, у Европы, для того чтобы администрирующая ГТС Украины организация все же стала работать, есть немало рычагов воздействия - и членство Украины в НАТО, и присоединение ее к Евросоюзу.
Сценарий №3
Потеря трубы будет означать для Украины и потерю части суверенитета. "Совсем независимых стран не бывает. То займы нужны, то политическая поддержка. Вопрос лишь в том, кому именно будет отдана часть суверенитета", - отметил Фейгин. Третьей стороной, которая уже выразила желание и готовность поучаствовать в организации газопотоков через территорию Украины, стали США. "Америка готова снять геополитические сливки с газового конфликта между Москвой и Киевом", - сказал Дмитриевский. С ним соглашается и Владимир Фейгин: "Для американцев было бы чрезвычайно выгодно установить контроль над транзитом через Украину, поскольку он имеет стратегическое значение".
Сценарий №4
Впрочем, существует и другой вариант, который позволил бы свести ГТС Украины к второстепенной роли. Он состоит в строительстве альтернативных трубопроводов. Речь идет прежде всего о двух российских проектах - "Северный поток" и "Южный поток". И хотя по объемам прокачки голубого топлива они и не смогут заменить украинскую трубу (через республику ежегодно прокачивается порядка 120 млрд. кубометров газа, мощность же "Северного потока" составляет около 55 млрд. кубометров в год, а "Южного потока" - только 30 млрд.), Киев может лишиться своего почти монопольного положения в качестве транзитера. Кроме того, существует и активно продвигаемый американцами проект "Набукко", который позволит доставлять - не только в обход Украины, но и в обход России - каспийский газ в Европу. Реализовать одновременно и проект "Набукко", и "Южный поток" будет затруднительно, поскольку они зависят от одной и той же ресурсной базы - голубого топлива Каспия.
Альтернатива
Борьба за транзит
В истории немало примеров, когда вокруг стран, обладающих исключительным правом на транзит, вспыхивали скандалы, они оказывались вовлеченными в войны, а из-за контроля над транспортными магистралями смещали президентов.
Панамский канал в течение века арендовали США - эту привилегию Вашингтон получил в знак "благодарности" за поддержку Панамы в ее отделении от Колумбии в 1903 году. Кстати, тогда речь шла не о ста годах, а о "бессрочной аренде". Под контроль Панамы канал передали лишь 31 декабря 1999 года. Эта важная артерия на протяжении всего XX века определяла отношения между странами и периодически становилась раздражителем - прежде всего во времена генерала Мануэля Норьеги, правившего страной с 1983 года и угрожавшего расторгнуть договор аренды. В 1989-м в Панаму вторглись американские войска, что привело к смещению Норьеги.
Суэцкий канал был открыт для судоходства в 1869 году. Его национализация египетским президентом Насером в 1956-м привела к вторжению британских, французских и израильских войск. Канал был частично разрушен, судоходство закрыто до апреля 1957 года. Та же судьба ждала канал после Шестидневной войны с Израилем в 1967-м. В ходе войны 1973 года канал стал ареной боевых действий между израильскими и египетскими войсками. Его пришлось разминировать силами ВМФ СССР. Окончательно канал открыли лишь в 1975 году.
Босфор и Дарданеллы. Проход через эти проливы, которые не раз становились причиной войн между Османской империей и Россией, регламентирует международная конвенция 1936 года. Она закрепляет за проливами международный статус и гарантирует свободу судоходства. Однако в последнее время Турция ужесточает режим прохода проливов для иностранных судов: повысила пошлины, запретила танкерам заходить в ночное время и т.д.
Панамский канал
Панамский канал соединяет Панамский залив Тихого океана с Карибским морем и Атлантическим океаном. Он приносит государственной казне доход около $1,5 млрд. ежегодно. В год через него проходят 17,5 тыс. судов. Правительство собирается к 2014 году расширить канал - с тем, чтобы через него могли проходить супертанкеры водоизмещением до 170 тыс. тонн. В этом случае доходы от канала возрастут до $ 2,5 млрд.
Суэцкий канал
Суэцкий канал соединяет Порт-Саид на Средиземном море и Суэц на Красном море. Перевозка грузов через канал остается одним из наиболее дешевых и безопасных способов транспортировки товаров между Европой и Азией. Доходы от эксплуатации Суэцкого канала в 2008 году превысили $5 млрд. В 2007-м - $4 млрд. В день через канал проходят около 58 судов. В среднем проход судна занимает 11-16 часов. При этом стоимость прохода большегрузных судов может достигать $1 млн.
Турецкие проливы
Босфор - пролив между Европой и Малой Азией, соединяющий Черное море с Мраморным, а в паре с Дарданеллами - со Средиземным. За последние десять лет число танкеров, проходящих через проливы Босфор и Дарданеллы, выросло с 4 до 11 тыс. в год - по 30 танкеров в сутки.