Портал "Работа в России" (www.trudvsem.ru) был создан на государственные средства. Всего на него было потрачено 19 миллионов рублей. Наполнением банка вакансий занимается Минздравсоцразвития. На сайте собраны вакансии 85 региональных служб занятости и 2,5 тысячи муниципальных центров по трудоустройству.
Вчера на портале было представлено 760 258 вакансий. Ровно столько же было в пятницу, когда он начал работать. Хотя чиновники неоднократно заявляли об обновлении информации в режиме реального времени, этого не происходит.
Ошиблись с аудиторией
Главная проблема портала - несовпадение целевой аудитории и способа донесения до нее информации. Львиная доля вакансий рассчитана на рабочие специальности. Кроме того, большинство вакансий на сайте - низкооплачиваемые, с зарплатой менее 15 тысяч рублей в месяц. По данным Роструда, средний возраст рабочего - 55 лет. В то же время согласно опросу фонда "Общественное мнение" лишь 5% россиян в этом возрасте пользуются интернетом. Более половины пользователей Всемирной паутины - россияне в возрасте 18-24 лет. Большинство пользователей интернета - россияне с высшим или неоконченным высшим образованием и доходами выше среднего.
Основное количество рабочих мест, представленных на портале, находится не в крупных городах, а в региональных или районных центрах, где интернет распространен мало. Получается, что информация о вакансиях, представленная на сайте, до реальных соискателей не дойдет, поскольку ресурс они просто не увидят.
С опозданием в три недели
Все вакансии портала - это сбор предложений от работодателей по разным регионам России.
По факту большинство вакансий на сайте дойдут до соискателя слишком поздно. Причина - в организации процесса передачи данных. Ведь когда работодатель в каком-либо регионе заявляет о свободной вакансии в центр занятости, он одновременно с этим дает рекламу в местные средства массовой информации, ищет по знакомым, в конце концов, вешает объявление о поиске сотрудника на фонарный столб. Пока региональная вакансия дойдет из районного центра занятости в областной, а оттуда - в Москву, места, скорее всего, будет, уже занято. Сейчас, например, самые свежие вакансии на портале датированы декабрем.
"Труд" обратился к своим читателям, которые в данный момент находятся в поиске работы, с просьбой протестировать портал. Автомеханик Андрей отмечает: "Многие вакансии на сайте представлены без телефона работодателя. И мне как соискателю придется или отправлять резюме, или связываться с центром занятости населения в регионе. Это будет очень долго!" Секретарь крупной строительной компании Евгения говорит: "Не понравилось описание большинства вакансий: ни условий труда, ни графика, ни льгот. На сайте есть даже ноябрьские вакансии. Им больше двух месяцев! А значит, они или уже заняты, или настолько плохие, что не заняты до сих пор".
Раздел же, где планируется публиковать резюме соискателей, пока не работает вовсе.
Подключить кадровиков
"Нужно различать первый шаг и результат. Тот факт, что такой сайт появился, уже хорошо, а дальше ему надо эволюционировать, - считает Павел Безручко, генеральный директор кадрового консалтингового агентства "Экопси консалтинг". - Вакансии служб занятости - низкого уровня, для развития проекта нужны вакансии более высокого уровня".
С ним согласен исполнительный директор Ассоциации консультантов по подбору персонала Валерий Оськин: "В нашей стране 3 тысячи кадровых провайдеров и операторов - кадровых агентств, порталов с банками вакансий, газет и журналов. В них работают около 100 тысяч человек". Через специалистов по человеческому ресурсу - рекрутеров и кадровиков - проходят вакансии компаний и резюме соискателей, которые до центров занятости просто не доходят. Ведь сюда часто обращаются лишь в последнюю очередь. Их трансляция на портал могла бы существенно повысить его ценность.
Мнения
55%
россиян ничего не слышали о правительственных мерах по борьбе с безработицей
33%
полагают, что организация работ вахтовым методом - самая эффективная мера по борьбе с безработицей
31%
людей "что-то слышали"о работе кабинета министров над проблемой безработицы
3%
респондентов считают оказание помощи в трудоустройстве конкретной мерой по борьбе с безработицей
Источник: ФОМ