- В 2020 году газ останется главным российским богатством, - уверенно говорит "Труду" заместитель директора Центра инноваций в энергетике РАН, доктор экономических наук Эдуард Ашхотов. - Только внутри страны он будет все менее и менее доступен. Поэтому получать тепло и электричество мы начнем с помощью каменного угля.
ГАЗОВАЯ ПАУЗА
25 лет назад почти весь попутный газ сжигался. Потому что добывать его во много раз сложнее и дороже, чем нефть. Разрабатывать газ стали в середине 80-х, когда в СССР была принята программа газификации. Целью программы было стимулировать развитие газовой отрасли с тем, чтобы освободить максимум объема нефти для продажи на Запад. Декларировалась же программа газификации как "газовая пауза". Мол, мы переходим с нефти на газ, чтобы с газа перейти на термоядерную энергию. Однако мирно использовать энергию атома люди так и не научились и в ближайшие 20 лет, похоже, не научатся. Тем временем и "газовая пауза" в России подошла к логическому концу.
Выяснилось, что газ продается на Запад ничуть не хуже нефти. Даже лучше. Сегодня наш газ стоит в Европе от 250 до 350 долларов за тонну. Тогда как на внутреннем рынке продолжает продаваться по 40-50 долларов. Понятно, что Газпрому продолжать такой семикратный внутренний демпинг никакого смысла нет. Нет и возможности, потому что ресурс высоконапорных газовых месторождений исчерпывается.
- Открою вам тайну, - продолжает рассказ Эдуард Ашхотов. - Большая часть попутного газа сжигается и сегодня. Нефтяники не хотят с ним связываться. Разрабатываются только месторождения с давлением больше 100 атмосфер. Но таких остается все меньше, и Газпром вот-вот будет вынужден разрабатывать низконапорные месторождения (с давлением меньше 100 атмосфер).
То есть Газпрому понадобятся огромные деньги на новые трубопроводы, создание инфраструктуры на местности, увеличение штатного расписания и прочее-прочее. Есть все основания предположить, что и мировые цены на газ вырастут, по крайней мере, до цен на нефть (450-500 долларов за тонну). Что произойдет внутри страны, известно без всяких предположений. Правительство уже решило к 2011 году отпустить цены на газ внутри страны и сделать их мировыми. Субсидированные цены на газ останутся только для ЖКХ.
ДИЗЕЛЬ ПО НОВОЙ
В начале 1890-х основным мировым энергоносителем был каменный уголь. Именно тогда великий изобретатель Рудольф Кристиан Карл Дизель работал над двигателем внутреннего сгорания на угольной пыли. Однако к концу 1890-х уголь сменила нефть, и оказалось, что двигатель Дизеля с равным успехом работает на последней.
Уже завтра история завершит один из своих витков, и каменный уголь снова выйдет на мировую арену. Тем более что запасы его на Земле огромны настолько, что покрывают все потребности человечества в энергии на 800-1000 лет вперед.
- Поскольку газ стоимостью 250-350 долларов за тонну будет недоступен для российских котельных и электростанций, - говорит Эдуард Ашхотов, - они перейдут на каменный уголь. Начала перехода крупных электростанций на каменный уголь можно ожидать через 4-7 лет, тогда как переход маленьких и средних котельных и электростанций на каменный уголь активно происходит уже сейчас.
Себестоимость электроэнергии и тепла, полученных из каменного угля, будет в три-четыре раза превышать сегодняшнюю их себестоимость. И это только при расчете сырья. Деньги понадобятся также для переоборудования электростанций. Поэтому цена продаж тепла и электричества к 2020 году поднимется втрое или больше.
Двигатели внутреннего сгорания на угольной пыли, конечно, не возродятся. Люди еще в 1920-х (реакция Фишера-Тропша) научились делать бензин из каменного угля. А 53 года назад, после ввода ООН запрета на продажу ЮАР нефти, в этой стране появилась компания "Сасол", которая поставила процесс изготовления синтетического бензина на конвейер. Сегодня "Сасол" производит 160 тысяч баррелей бензина и керосина из каменного угля в день. Технологии процесса отработаны до глянца. Единственное, что мешает всему миру поставить у себя аналогичные заводы и начать гнать бензин из каменного угля, так это цена. Производство синтетического бензина рентабельно при цене нефти 50 долларов за баррель. Завод по изготовлению 500 тысяч тонн топлива в год обойдется приблизительно в миллиард долларов. И это притом, что на Земле полно нефти - самого дешевого топлива всех времен и народов.
- Себестоимость барреля нефти на месторождении, - рассказывает Эдуард Ашхотов, - 3-4 доллара за баррель. Это чтобы выкачать и подать в трубу. Еще 6-7 долларов стоит доставка к месту потребления. Итого 10-12 долларов за баррель. То есть если отменить налог на добычу полезных ископаемых, бензиновые акцизы и прочие поборы, то 95-й бензин бы стоил 4 рубля с копейками за литр. А разговоры о том, что нефти на Земле хватит только на ближайшие 30 лет, ведутся последние 100 лет. При этом добыча не сокращается, открываются новые месторождения. В общем, на наш с вами век нефти хватит и останется.
Понятно, что если все те же самые налоги и акцизы добавить к себестоимости синтетического бензина, продажная цена его не сможет конкурировать с ценой бензина обыкновенного. Поэтому ездить мы будем в 2020 году на том же самом, что и сегодня.
Вопрос цены главный, мешающий развиваться альтернативным топливам. Например, себестоимость рапсового масла в 5-6 раз выше себестоимости солярки. В Европе биодизель дотируется. Субсидии на производство рапсового масла в Германии превышают конечную стоимость этого продукта у нас, в России. Понятно, что этот процесс не может продолжаться вечно.
ВОДОРОД ВЗЛЕТИТ В ЦЕНЕ
Обещают еще ввести в эксплуатацию водородные двигатели. Но, похоже, это дело далекого будущего.
- Я обещаю и готов поспорить, - горячится Эдуард Ашхотов, - что к 2020 году массовых автомобилей на водородном топливе не будет. Потому что пока не решен ряд принципиальных вопросов, например, цена водородных двигателей.
Себестоимость двигателей на водородном топливе, которые человечество умеет делать сегодня, - 10 тысяч долларов за киловатт мощности. Тогда как себестоимость двигателей внутреннего сгорания - 100-150 долларов за киловатт мощности. Значит, если перевести на водород так любимую нашими соотечественниками "БМВ-645", то каждый из 244 киловатт мощности ее мотора обойдется по себестоимости в 10 тысяч долларов. Весь же автомобиль будет стоить в рознице миллионов 7-10 евро против и так солидной сегодняшней суммы - 110 тысяч евро. Понятно, что его никто не купит, поэтому водородной энергетике в мире не бывать, пока водородные двигатели не станут в 100 раз дешевле. К тому же, по оценкам ряда институтов мира, перевод на водородную энергетику в масштабах планеты потребует вложения десятков, а то и сотен триллионов долларов.
Итак, к 2020 году ездить мы будем на бензине, электроэнергию и тепло получать из каменного угля, и продавать газ в Азию и Европу. Среди всего этого приятно, что запасы каменного угля в России составляют чуть не больше половины всех мировых.