Когда стало ясно, что самолет не взлетит, а останется в снегах на неопределенное время, американцы предложили нам распилить "заболевшую" "Аннушку" и по частям переправить сначала на береговую американскую же базу "Мак-Мердо", а потом - в Россию. Ни российских полярников, ни создателей модернизированного турбовинтового мотора из Омска, которым заменили поршневой двигатель на изобретенном еще в 1947 году Ан-2, ни тем более летчиков-испытателей из киевского конструкторского научно-технического комплекса такой поворот не устраивал. Короче говоря, разбрасываться самолетами на этот раз никому не хотелось. Да и здравый смысл подсказывал: транспортировка распиленного на части "микролайнера" тоже влетит в немалую копеечку. Наконец, не надо сбрасывать со счетов и взыгравшее российское "упрямство", когда речь заходит о трудностях, которые надо героически преодолеть. Таким образом, было решено вывезти Ан-3Т целиком, заменив мотор и отремонтировав самолет на месте, когда придет время. Оно пришло через три года.
- Что вы увидели, когда "приледнились" на Южном полюсе? - спрашиваю слесаря-сборщика из Омска Дмитрия Пляко.
- Голую белую равнину, взлетно-посадочную полосу, куда садятся американские "Геркулесы", и на обочине нашу "Аннушку". Стекол нет, все запущено - мертвая машина.
- А почему стекол-то нет? Вроде мальчишки на полюсе не балуются...
- Полопались стекла. Зимой морозы здесь доходят до минус 73 градусов.
- Долго готовились, чтобы начать восстановление самолета?
- Приступили в тот же день - 27 декабря.
- Кроме холода, на полюсе еще одна беда - разреженный воздух, трудно дышать. Врачи рекомендуют поменьше двигаться...
- Честно сказать, мы на это не обращали внимания. Заменили двигатель и некоторые запчасти, вставили стекла.
- Как воспринимали ваши усилия обитатели американской базы "Амундсен-Скотт"?
- В конце многие признавались, что сначала не верили в нашу затею - восстановить аппарат. Все-таки он простоял тут три года. Но мы быстро разубедили их в этом. Понятное дело, наладили с местными обитателями хороший контакт. Американцы начали помогать нам, особенно техникой.
- Установить контакт без знания языка, наверное, трудновато?
- Не очень. Полярники, как я заметил, быстро находят общий язык - полярный, наверное. По крайней мере американские девушки даже пригласили нас отпраздновать вместе Новый год. И мы встретили его очень весело. Думаю, они нас надолго запомнят. Мы же не только работать хорошо умеем...
- Видимо, у вас с собой было, что выпив, хорошо запомнят?
- Спиртным мы не увлекались - некогда. Работали по 14-16 часов. И уже 3 января нового 2005 года сообщили в "Мак-Мердо", что можно прилетать украинским летчикам-испытателям.
- Почему весь экипаж по эвакуации "Аннушки" состоит из киевлян? - задаю вопрос первому пилоту Ан-3Т, летчику-испытателю Сергею Тарасюку.
- А кто лучше нас знает самолет, если он сконструирован в нашем конструкторском комплексе "Антонов"? - вопросом на вопрос отвечает Сергей.
- Для вас полет над Антарктидой был очередным испытанием?
- В общем - да. Но оно оказалось весьма специфическим. Для начала совершили первый тренировочный полет над полюсом. После него ремонтники устранили мелкие недоделки. Потом опять поднялись в воздух - самолет показал себя прекрасно. Тогда уже решили лететь.
- Однако вы еще несколько дней, аж до 10 января, ждали погоды, чтобы отправиться на базу "Мак-Мердо". Так?
- Все верно, но мы, сознаюсь, надеялись, чтобы появился попутный ветер.
- Я знаю, что летчики верят во всякие приметы...
- Приметы тут ни при чем. Нам хотелось дотянуть на одной заправке до места назначения, чтобы не делать промежуточную посадку. А попутный ветер в таком деле - первый "экономист".
- Ан-3Т может пролететь до 1200 километров без дозаправки. А от Южного полюса до "Мак-Мердо", где "Аннушку" должны были загрузить в Ил-76, чтобы доставить в Россию, - 1400 км. Неужели попутный ветер помог бы сэкономить топлива на 200 километров?
- Нет, конечно. Пришлось полностью выключить отопление в салоне.
- Так холодно же! Если на полюсе минус 30, то на высоте 6 тысяч км - все 50...
- Ну померзли немного - что делать. Но ведь долетели!
...В аэропорту "Внуково" у трапа Ил-76, в котором покоилась "Аннушка", повязанная стальными канатами, Герой Советского Союза, опытнейший полярник Артур Чилингаров открыл еще один секрет по поводу того, зачем было тратить столько усилий, чтобы вызволить маленький самолетик из антарктического плена:
- В нашей стране больше 10 тысяч одномоторных Ан-2, которые находятся в хорошем состоянии. Эти самолеты - наша история, ведь они исправно служат с 1947 года. Однако решать современные задачи разведки, доставки грузов на Севере они уже не могут. Если же их оснастить новыми турбовинтовыми двигателями, какой стоит на Ан-3Т, то освоение полярных и заполярных широт пойдет быстрее. И то, что наша родная "Аннушка" выдержала испытание Антарктидой, лишний раз доказывает: малая российская авиация не умерла. Она возрождается. На наших глазах.