- Галина Петровна, давайте посмотрим на новый документ с двух сторон: что удалось внести в него положительного, а где остались прорехи, которые могут существенно ухудшить положение людей?
- Очень хорошо, что удалось привести кодекс в норму, по которой человек, проживающий в коммуналке, имеет преимущественное право на покупку комнаты, продаваемой соседом. Это поможет быстрее решить проблему коммунальных квартир. А один из самых больших недостатков - ликвидирован институт первоочередного получения жилья. Для меня казалось совершенно очевидным, что нельзя лишать такого права, например, детей-сирот, потому что для этой категории альтернатива социальному жилью - только свалка, вокзал и колония. Так вот, для них, к счастью, удалось сохранить право внеочередного получения жилья. Частично (хотя добиться этого было трудно - поверьте на слово) удалось сохранить такое право и для тяжело больных граждан. Но не для всех, к сожалению, а только для тех, с кем по характеру их заболевания нельзя жить в одной квартире. Это тяжелые психические заболевания, открытая форма туберкулеза, болезни, при которых происходят непроизвольные выделения. Остальные граждане с тяжелейшими заболеваниями этого права лишились. Им придется ждать жилья в общей очереди.
- Московское жилищное законодательство развивалось быстрее, чем федеральное. Что из наработок, принятых вами еще во время работы в Мосгордуме, пригодилось для нового кодекса?
- При постановке в очередь теперь будет учитываться (как делается в Москве уже много лет) второе жилье, которое имеется в собственности или в пользовании у человека. И будут прослеживаться сделки с этим жильем за срок не менее пяти лет, предшествующих постановке на учет. Потому что раньше бывали такие случаи: продали квартиру, а потом пришли и говорят, что мы, мол, многодетные - нам нужно новое жилье.
- Новый кодекс дает большие права собственнику?
- Да, но часто в ущерб остальным проживающим с ним людям. Складывается такая ситуация: если вы в разводе, а квартира в собственности у бывшего мужа, то по новому Жилищному кодексу 1 марта он вам говорит: "Дорогая, мы с тобой развелись - до свидания! Иди на улицу". Причем в первом варианте закона норма была такая: только в судебном порядке и не более, чем на год, с учетом особых обстоятельств, можно было добиться отсрочки выселения. К счастью, удалось убрать это ограничение. Суд теперь может установить любой срок. Если речь идет о стариках и инвалидах, этот срок может быть установлен и пожизненно.
- С 1 марта отменяется закон о приватизации жилищного фонда. Означает ли это, что прекратится приватизация квартир?
- Для тех граждан, которые не успеют получить жилье по договору социального найма до 1 марта, действительно "поезд уходит". Тем же, кто получил квартиру давно, но так и не определился: приватизировать или нет, - дается отсрочка на 2 года. Потом - все. Я считаю, что в этой части кодекс ущемляет права некоторых граждан. Например, тех, кто живет в общежитиях и аварийных квартирах. На днях я получила письмо: человек живет в аварийном доме, и его должны были еще в июле отселить, но что-то тянут. Между тем закон запрещает ему приватизировать аварийную квартиру, а новую (если получит ее после 1 марта) приватизировать будет уже нельзя. Или, к примеру, кто-то живет 20 лет в общаге и получает наконец квартиру... 2 марта. Собственником ему уже не стать.
- Можете ли вы посоветовать нашим читателям, у которых есть еще два года на раздумья, что же все-таки выгодней - приватизировать квартиру или остаться нанимателем?
- Надо учитывать, что по новому Жилищному кодексу собственник должен платить полностью за жилищные и коммунальные услуги, которые он потребляет. Москвичи пока оплачивают чуть больше половины. Впрочем, если говорить о Москве, то я думаю, что так сразу, с 1 марта, перехода на 100-процентную оплату не произойдет. Но очень многие субъекты Федерации, особенно дотационные, воспользуются этой нормой.
Кроме того, собственнику, в отличие от нанимателя, придется самому платить за капитальный ремонт, даже если он приватизировал квартиру уже в плохом состоянии и у государства было перед ним обязательство провести капремонт. С 1 марта государство делать это уже не обязано...
Собственникам придется тяжелее, и я думаю, что со временем многие захотят деприватизировать свои квартиры, вернуть их государству, чтобы меньше платить. Но ведь и на деприватизацию тоже дается всего два года. Я считаю, это неправильно, ведь у каждого из нас могут со временем измениться обстоятельства, и платежи, что раньше были по силам, уже не потянуть. Думаю, желающих деприватизировать жилье через два года окажется больше, чем сейчас, но, к сожалению, будет поздно.
Беседу вела