Сегодня "тягачу" приходится особенно нелегко. В основных энергетических отраслях идут процессы глобального реформирования. На этой стезе могут подстерегать любые неожиданности. "Наша цель - провести реформы так, чтобы население страны не почувствовало "болезни роста" в виде недостатка тепла и света",- подчеркнул председатель Комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Владимир Катренко. А для этого нужна четко прописанная правовая база. Однако по российской традиции телега вновь оказывается впереди лошади: реформы уже начались, а необходимые законодательные акты еще не приняты. Правда, готовится пакет законов, которых так ждут газовики, нефтяники, энергетики, атомщики...
Участники межфракционного депутатского объединения "Энергия России" заверили, что они в своей законотворческой деятельности стараются налаживать тесные контакты с компаниями ТЭК: россияне на собственном опыте убедились, к чему приводит отсутствие взаимопонимания между властью и крупным бизнесом. Правда, путь от выводов до конкретных действий не всегда короткий. Например, все признают, что из-за падения цен на нефть под угрозу поставлен федеральный бюджет нынешнего года.
Он опирается на нефтяные цены 18 долларов за баррель. Сегодня цена нефти на внутреннем рынке скатилась до пяти долларов за баррель, на внешнем она также имеет четкую тенденцию к снижению. "А ведь от этого в первую очередь страдает государственный бюджет: падение нефтяной цены на один процент "ужимает" его на 400 миллионов долларов",- напомнил вице-президент компании "ЛУКОЙЛ" Леонид Федун. В конце прошлого года правительство страны приняло решение с 1 января 2002 г. сократить добычу и экспорт "черного золота", чтобы удержать цены на приемлемом уровне. Однако за объемами нефтедобычи контроля нет. Поэтому никто не скажет, что на самом деле происходит в добывающих компаниях. "Считаю, что "Транснефть", в чьем ведении находится государственная система нефтепроводов, ежедневно должна регулировать объемы нефтедобычи через доступ к "трубе", - сказал Л. Федун. - Нам не нужна нефть любой ценой, так мы можем прийти к ситуации 1997 года". Вице-президент подчеркнул, что при формировании бюджета на 2003 год законодатели должны учитывать не только ценовые, но и объемные показатели. Их задача определить: что стране выгоднее - снизить добычу нефти, чтобы повысить цены, или наоборот?
Ценовые вопросы волнуют все отрасли ТЭК. Заместитель председателя правления ОАО "Газпром" Александр Рязанов сказал о том, что наступает время "трудного" газа. Газовики выходят на новые месторождения, расположенные в сложных природно-климатических зонах. Себестоимость "голубого топлива" значительно повышается. И при существующем налогообложении цена газа становится убыточной даже в экспортном варианте. "Необходимо, чтобы газовые тарифы на внутреннем рынке повысились до 30-40 долларов за 1000 кубометров, - сказал А. Рязанов. - От этого выиграет не только отрасль, но и вся экономика страны". Он также заметил, что если исходить из коммерческих интересов Газпрома, то компании выгодно не повышать уровень газодобычи, а снизить его до 400 миллиардов кубометров газа в год. Однако, учитывая потребность страны в топливе и в средствах, Газпром ставит цель стабилизировать газодобычу на отметке 520-530 миллиардов. С этой целью введено в строй последнее на материке уникальное месторождение "Заполярное", принята стратегическая программа освоения недр на полуострове Ямал и Арктическом шельфе. На следующей неделе представители межфракционного депутатского объединения "Энергия России" проведут выездное заседание в Газпроме по вопросам развития отрасли. Газпром рассчитывает и на поддержку независимых производителей газа. Их вклад в производство топлива еще невелик. Но он должен становиться все весомее и к 2010 году составить порядка 170 миллиардов кубов. Газпром охотно предоставляет свою транспортную систему независимым производителям: удовлетворяет 95 процентов заявок на доступ к трубе. "Правда, отдача от продажи газа получается смехотворная,- посетовал вице-президент компании "ИТЕРА-Холдинг" Владимир Мартыненко. - От продажи газа в Свердловской области (а это, заметьте, вполне платежеспособный регион) наша компания получила 0,24 процента прибыли. Нас волнуют те же "болячки", которые беспокоят Газпром. Это - тарифы, акцизы, внутренние цены на газ, инвестиционная составляющая... Нужны законы, предусматривающие и долю коммерческих цен на газ на внутреннем рынке".
Представители всех базовых отраслей ТЭК отмечали, что они нуждаются в полноценных, хороших законах, которые позволят компаниям решить не только собственные проблемы, но и помочь стать на ноги всей отечественной экономике.