Главная Культура 12:17 18 Декабря 2023 1508
Конь за сценой

Бурятская опера, поставив «Великую дружбу», выполнила работу за Большой театр

Сергей Бирюков
Любовь между ингушем Муртазом (Чингис Раднаев) и русской казачкой Галиной (Маргарита Мартынова) 75 лет назад показалась Сталину политически ошибочной. Фото Елены Лапиной предоставлены фестивалем «Видеть музыку»

Те, кто пришел в эти декабрьские дни на гастрольный спектакль Бурятского театра оперы и балета, показанный на Новой сцене Большого театра в рамках популярного фестиваля «Видеть музыку», присутствовали, без преувеличения, при историческом событии. Впервые за 75 лет столичная публика видела и слышала оперу именитого советского композитора Вано Мурадели «Великая дружба», которая не только сама подверглась разгрому в знаменитом постановлении ЦК ВКП (б) от 10 февраля 1948 года, но и послужила поводом для жестокой критики всех ведущих советских композиторов, чьи главные произведения на долгие годы попали под запрет как формалистические.

История с «Великой дружбой» парадоксальна и до сих пор не во всем ясна. Оперу заказали почитаемым в тогдашнем советском истеблишменте авторам – композитору Вано Мурадели и либреттисту Георгию Мдивани. Повод – отмечаемое в 1947 году 30-летие Великой Октябрьской социалистической революции. Мировая премьера состоялась в городе с символическим названием Сталино, нынешнем Донецке. 7 ноября, в красный день календаря, спектакль в постановке дирижера Александра Мелик-Пашаева, режиссера Бориса Покровского и художника Федора Федоровского (представить себе творческую команду круче невозможно) показал Большой театр. И вслед затем еще с десяток крупнейших оперных театров страны, от Риги до Улан-Удэ, воплотили беспроигрышный, казалось бы, замысел.

Но 5 января 1948 года на третий в ГАБТе показ пришел Сталин – и это круто изменило судьбу произведения, а заодно проложило рубеж в истории всей советской музыки. Вождя взбесило, что Муртаз, главный герой сюжета, посвященного гражданской войне на Кавказе, по национальности ингуш, тогда как этот народ вместе с чеченцами в ту пору считался неблагонадежным и был депортирован за якобы нелояльность к советской власти. И наоборот, в тени осталась роль грузин и осетин – сточки зрения Иосифа Виссарионовича главной движущей силы революции в тех краях. Кроме того, авторы не скрывали, что прообразом одного из центральных персонажей, Комиссара, стал Серго Орджоникидзе, а отношение к нему, за десять лет до того доведенному Сталиным до самоубийства, оставалось крайне настороженным. В довершение всего композитор нанес оскорбление личным вкусам любителя песни «Сулико» и традиционной лезгинки– тот не смог расслышать в партитуре ни одной знакомой народной мелодии, а только современные, подчас довольно резкие созвучия.

Как могли искушенные бонзы от искусства наломать столько дров? Трудно отделаться от мысли о спланированной где-то наверху провокации. А что? Ведь начатая постановлениями 1946 года «О журналах «Звезда» и «Ленинград» и «О кинофильме «Большая жизнь» перетряска старых творческих кадров требовала продолжения – вот и грянуло то самое постановление «Об опере «Великая дружба В. Мурадели», которое «разобралось» не только и не столько с указанным политически ошибочным произведением, сколько с прежним костяком композиторского союза, подняв наверх вместо «сомнительного» Шостаковича и его единомышленников более молодую и «понятную» команду Хренникова, а самые принципиальные партитуры «формалистов», сегодня составляющие гордость отечественной музыки, упрятавшее в запретный список, некоторых же авторов – в частности, Свиридова и Вайнберга – на многие годы оставившее почти без работы.

С тех пор, через долгую и трудную борьбу, справедливость была восстановлена – на сцены и эстрады вернулись симфонии, оперы и балеты Прокофьева, Шостаковича, Шебалина, нашел себя в вокально-хоровом жанре Свиридов…

Не вернулась только сама «Великая дружба» – если не считать одного концертного и одного радиоисполнения 1965 года да постановки 1972 года в Орджоникидзе (теперешнем Владикавказе). Что это – оплошность театров, упустивших из виду незаслуженно репрессированный шедевр, или?..

Понадобились 75 лет, чтобы мы, благодаря свежей премьере Бурятского театра оперы и балета, привезенной на гастроли в Москву, получили наконец ответ на этот вопрос.

Сразу скажу – нет, не шедевр. Знаю, что некоторых моих коллег, присутствовавших на исполнении, этот факт разочаровал. Выскажу, в свою очередь, недоумение по поводу такой реакции: а чего они ждали? Что им предъявят партитуру уровня лучших произведений тех же Прокофьева и Шостаковича? Но Мурадели никогда не был светочем советской оперной школы. Мэтр песни – да, то же славословие «Партия – наш рулевой» на стихи Сергея Михалкова написано отличным профессионалом, ну а «Бухенвальдский набат» на слова Александра Соболева до сих пор впечатляет трагическим величием. Но от удачно поданной мелодии до содержащей множество сюжетных, интонационных, драматургических линий четырехактной оперы дистанция огромного размера.

Да будь ты Прокофьевым и Шостаковичем вместе взятыми, трудно создать музыкальный шедевр на крайне схематичное либретто, где ходульна не только драма героя, влюбившегося в казацкую дочь, получившего задание в качестве платы за ее руку убить Комиссара, проникнувшегося Комиссаровым благородством и подставившего под контрреволюционную пулю свою собственную грудь. Буквально все образы прописаны столь же примитивно, через лобовые диалоги типа: «Я знаю, гибну я, но гибну я любя. – Прочь поди, не то несчастье грянет. – Я счастлив лишь с тобой, казачка…». Соответственно вязко-статично и музыкальное действие, в котором герой может минут на десять застрять в длинной пафосной арии, держа за привязь невидимого краденого коня, хотя каждая секунда промедления в такой ситуации смертельно опасна.

Глядя на этот статичный терцет, трудно догадаться, что вообще-то Муртаз (Чингис Радмаев, справа),сын ничего не подозревающего Измаила (Бадма Гомбожапов, в центре), замыслил убить Комиссара (Эдуард Жагбаев)

Но даже в этом крайне условном, статичном «действии» порой возникают моменты вполне качественной и даже красивой мелодики, вроде песни юной сестры Муртаза Мейсаны (слегка ослабленная версия бородинской Кончаковны либо корсаковской Шемаханской царицы) или сказа старого акына (дальний потомок глинкинского Финна из «Руслана и Людмилы»). Даже в этой вялой повествовательности нет-нет да проблескивают моменты подлинного драматизма (живописуемая оркестром ночная гроза, в которую уходят вдвоем в горы потенциальные убийца и жертва).

Говорю это к тому, что затея Бурятской оперы ценна не только как опыт исторической (пусть с вольностями – в частности добавлением из другой партитуры Мурадели, танцевального номера «Праздник в колхозе») реконструкции: здесь есть и живой материал, на котором артисты могут проявить свой потенциал. В первую очередь это касается упомянутой партии и образа горской дочери Мейсаны в исполнении отличной певицы-сопрано Билигмы Ринчиновой. Впечатлили вокальной экспрессией и сопрано Маргариты Мартыновой (дочь старого казака Галина), баритон Александра Хандажапова (белый офицер Памазов), особенно же – благородный, богатый красками бас Эдуарда Жагбаева (Комиссар).

Добрых слов заслуживает и дирижер Владимир Рылов, под чьим управлением не расползся совсем уж безнадежно музыкальный рассказ, оркестр расцвел разнообразными красками, а ту же сцену праздника с этно-балетом в постановке Александра Курбатова (в Улан-Удэ, как известно, и танцевать умеют отлично) вполне можно исполнять отдельно – она не потеряется в любом, даже самом звездном театральном дивертисменте.

Народный сход и гибель главного героя – самая зрелищная сцена спектакля

Коллектив ответственно подошел также к оформлению действия, «обряженного» заботами художницы Наталии Хохловой в красивые горные пейзажи и добротные (иногда даже слишком – того же Муртаза не в конокрады, а хоть в солисты Ансамбля Моисеева записывай) исторические костюмы. Не обошлось и без современной постановочной «интонации» режиссера Вячеслава Добровольского, хотя, может быть, ироничное явление чинных пионеров образца сталинских 1940-х (в 1919 году их не могло быть в природе) воспринимается несколько натужно. Зато самый финал претендует даже на хлесткость: в кратком добавленном эпилоге Мейсана и ее рожденный в любви с Комиссаром сын читают книжку об истории революции – и сразу вслед за этим на поклонах мы видим, среди прочих персонажей, папу мальчугана в окровавленной лагерной робе: вот куда канул главный положительный герой.

Скажу больше: на самом деле буряты выполнили работу, которую давно должен был сделать сам Большой театр. Выставив, как в далеком 1947-м, свои лучшие силы. Чтобы впечатлили не только Комиссар и еще два-три героя, но и тот же Муртаз – не одной лишь молодецкой силой голоса Чингиса Раднаева, но и его обработанностью; чтобы тенор сказителя цеплял слух не вяловатой трещинкой, а настоящей полетностью, чтобы чувствовалась истинная мощь, а не сытая флегма в образе старого ингуша Измаила… Сенсационный интерес публики был бы обеспечен, возможно, дажев большей степени, чем сейчас.

Скажете – только на первых представлениях, а дальше кто на такое пойдет? Отвечу: подобный проект должен, на мой взгляд, стать чем-то вроде социального обязательства театра и его патрона – Министерства культуры. Каким, например, стал благодаря поддержке московских властей Музей истории ГУЛАГа – проект не коммерческий, а общественно-просветительский. Чтобы не осталась опера со зловещей отметиной судьбы для большинства публики страны тем самым невидимым «конем за сценой», из-за которого закрутилась жестокая драма – уже не оперная, а жизненная.

P.S. Фестиваль «Видеть музыку» проводится Ассоциацией музыкальных театров России при поддержке Министерства культуры РФ и Президентского фонда культурных инициатив.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9450
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7152
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?