Фирс не зря вспоминал вишневый сад

Выставка как наглядное пособие по превращению зимы в лето там, где захочется.

В декабре один вид уличного термометра рождает мечту хоть ненадолго сменить белоснежную стужу на благодатное тепло и зелень. Желание понятное и вполне осуществимое, поскольку для его реализации совсем не обязательно что-то там бронировать, паковать чемоданы и мчаться за тридевять земель. Мечта, как это нередко бывает, гораздо ближе. Достаточно откликнуться на призыв музея-заповедника «Царицыно» — «Назначаю Вам встречу в саду...»

Выставка с таким романтичным названием открылась в Хлебном доме царицынского дворцово-паркового ансамбля. Посвящена она истории изящного садоводства в России, и ее главными героями стали оранжереи и зимние сады. Старинные гравюры и открытки, сохранившие облик давно исчезнувших садов, популярные руководства для садоводов-любителей, инструменты и приспособления по уходу за растениями, как ни удивительно, мало изменившиеся за минувшие полтора столетия — посетителей ожидает масса любопытного.

Основу экспозиции составляют предметы и документы из архива куратора выставки — доцента кафедры истории отечественного искусства исторического факультета МГУ Софии Веселовой. Для «Царицына» сад — тема особая, можно сказать знаковая. Интерес же к собранию Веселовой связан с тем, что сферой ее научных изысканий является вторая половина XIX столетия, период, который до сих пор остается в тени «золотого века» русского дворянства и усадебной культуры (вторая половина XVIII — начало XIX века). «При создании экспозиции, — признается София Веселова, — впервые хотелось сфокусировать внимание не только на важных, хотя отчасти забытых страницах истории русского садоводства, но и на повседневной жизни русского общества, с ними связанной. Ведь именно сады в самых разных их формах оказались тем демократичным местом, где можно было получить эстетическое удовольствие, или заняться любительским их разведением, или начать доходное дело».

Свое триумфальное шествие по российским просторам садово-парковое искусство начало только в конце XVII века. До той поры сады вокруг жилых домов имели исключительно утилитарное — плодово-ягодное назначение, а с ролью усадебного парка с успехом справлялся располагавшийся поблизости от господского дома участок естественного леса, если таковой имелся. Петр I, насмотревшись по заграницам всяческих чудес, привез на родину и идею, так сказать, целенаправленного озеленения повседневности. Правда, воплощать ее царю пришлось насильственными методами — внедряя принципы европейской архитектуры в жилищное и административное строительство. В традиционных боярских палатах оконца были слишком малы, чтобы их еще затенять комнатными растениями. Да никому бы такое и в голову в те времена не пришло. Зато во дворцах и особняках, возведенных по европейским канонам, окна давали достаточно света, чтобы хватило и людям, и цветам.

Долгое время оранжереи и зимние сады оставались крайне дорогим удовольствием, и дело было не только в трудностях с доставкой экзотических растений. Серьезной проблемой являлось и остекление (в нашем климате стеклянная крыша просто не выдержит тяжести снега), и отопление (сколько длится у нас «печной сезон», никому объяснять не надо). Но технический прогресс не стоял на месте, погоня за капризными экзотами перестала казаться чем-то нарушающим устои, и с в середины XIX века интерес к изящному садоводству начал проникать во все слои общества. Причем пример подали опять-таки члены императорской фамилии: юные отпрыски венценосного семейства с увлечением занимались садоводством на Детском острове вблизи Александровского дворца в Царском селе.

Устройством садов увлекались все — от высшего света до получившего долгожданную свободу крестьянства. Свои достижения садоводы демонстрировали на выставках. Самыми крупными стали Выставка садоводства, плодоводства и огородничества, устроенная в 1869 году в Михайловском манеже Санкт-Петербурга, и приуроченная к столетию со дня рождения Пушкина Московская выставка 1899 года. Романтики, глядя на редкие гравюры, запечатлевшие эти события, наверняка вздохнут об утраченном навеки уюте экспозиционных павильонов.

Историки считают, что всплеск интереса к садоводству был вызван именно отменой крепостного права. Дворянству пришлось искать средства для содержания усадеб с огромными садами и парками, а крестьянам — для начала новой, вольной жизни. История знаменитого чеховского вишневого сада началась тогда, когда сады из чистого удовольствия превратились в объект коммерческой деятельности. Старый Фирс не зря вздыхал о тех счастливых временах, когда у господ деньги водились, потому как «сушеную вишню возами отправляли в Москву и в Харьков...». Между прочим, у привычного к труду на земле крестьянства должность садовника была весьма популярна. На выставке воспроизведен типичный «кабинет садовника» второй половины позапрошлого столетия. Секаторы и ножницы, пилы и мотыги, лейки, кувшины, перчатки и рабочая одежда — кажется, что все это перекочевало на экспозиционные стенды из сарайчиков и чуланчиков наших дач.

Как и руководства для садоводов — вот только орфография заголовков на обложках старая. Те, кто всерьез увлекается садовым искусством, без труда узнают старинные издания, которыми и сегодня с успехом пользуются и любители, и профессиональные ландшафтные дизайнеры. Среди них «Цветочный сад» и «Ландшафтный сад» Константина Епанчина, «Цветники и партеры» и «Садоводство для начинающих и любителей» Николая Кичунова, неоднократно переиздававшиеся книги «Комнатное садоводство» Макса Гесдерфера и «Русский огород, питомник и плодовый сад» патриарха русского садоводства Рихарда Шредера.

Старинные руководства и сегодня сохранили свою ценность для садоводов

 

Одним из самых уютных «экспонатов» стала так называемая «Зеленая гостиная». Моду на таковые ввел опять же Петр I: впервые подобная зала была устроена в Летнем дворце, возведенном для государя архитектором Доменико Трезини на берегу Невы. В покоях Екатерины во втором этаже угловая комната с пятью широкими окнами по двум стенам была оклеена зелеными обоями с цветочным орнаментом и обставлена жардиньерками. Декораторы постарались сделать так, чтобы Зеленый кабинет воспринимался как продолжение панорамы Летнего сада, открывающейся из окон.

Этот эффектный прием взяли на вооружение придворные, обосновавшиеся в новой столице, затем «тренд» подхватила столица старая, а уже оттуда мода на гостиные в садовом стиле пошла гулять по всей Руси великой. Так до сих пор и гуляет, вдохновляя нас, суетливых обитателей XXI века, создавать райские садики на любом подходящем клочке земли, а за неимением такового на лоджиях, балконах и просто подоконниках.