Так считает министр инвестиций и инноваций Московской области Денис Буцаев
Накануне 100 дней пребывания на посту руководителя Подмосковья Андрей Воробьев выступил с программной речью «Наше Подмосковье. Приоритеты развития». Главным приоритетом он назвал тогда развитие экономики, расширение налоговой базы и объявил, что правительство запускает новую программу по привлечению инвесторов «Подмосковье — открытый регион». Как реализуется программа, выяснял «Труд».
Министерство инвестиций и инноваций Московской области стало окном, через которое инвесторы общаются с Подмосковьем. Сюда поступают все их проекты, здесь они оцениваются, готовятся к рассмотрению на «инвестиционном часе» у вице-губернатора Ильдара Габдрахманова и в случае положительного решения курируются специалистами министерства «от» и «до».
Но для реализации каждого проекта нужна земля, а Подмосковье — регион густонаселенный. Казалось бы, где взять лишние гектары? Однако они нашлись: во всех муниципалитетах была проведена ревизия земель, и теперь в активе министерства более 350 свободных участков общей площадью около 30 тысяч га.
Все они разной степени обустроенности: какие-то хоть сегодня готовы принять инвесторов, к другим нужно подводить коммуникации, создавать инфраструктуру. По мнению министра инвестиций и инноваций Московской области Дениса Буцаева, делать это можно на основе государственно-частного партнерства. Хороший пример в этом смысле — ОЭЗ «Дубна»: инфраструктура здесь создана на средства бюджета, а объекты компании-резиденты строят сами. В итоге времени на развертывание производств требуется гораздо меньше, чем если бы инвесторы начинали все с нуля.
Информацию обо всех свободных участках можно найти на инвестиционном портале Московской области invest.mosreg.ru. Здесь представлены и образцы документов, которые надо заполнять при оформлении заявки на инвестирование, условия сотрудничества и множество других сведений.
«Подтянули» для решения задачи и областное законодательство. С этого года начала действовать новая редакция закона «О льготном налогообложении в Московской области». В ней предусмотрены серьезные преференции для инвесторов в зависимости от объема инвестиций. Введены понятия «стратегический проект», «приоритетный проект» и «значимый проект». В зависимости от категории снижаются ставки налога на прибыль и имущество.
Эксперты в один голос присваивают Подмосковью высший рейтинг инвестиционной привлекательности: максимальный потенциал — минимальный риск. И в самом деле: огромный рынок, разветвленные транспортные магистрали, развитые промышленность и наука, образованное население, крупные международные аэропорты, близость к столице — словом, все условия для того, чтобы инвестор мог вкладывать деньги без боязни, что они не вернутся.
Но куда конкретно приложить капитал? — В этом смысле у нас богатые возможности, — уверен министр Денис Буцаев. — Практически любая сфера экономики и социальной жизни нуждается в развитии.
В конце октября на высшем совете при губернаторе были определены девять основных направлений инвестирования. Общий объем вложений по этим «точкам роста» в ближайшие годы может составить более триллиона рублей.
Многоотраслевая промышленность — основа экономики Подмосковья. Если валовой региональный продукт по итогам прошлого года составил 2,4 трлн рублей, то объем промышленного производства — почти 1,8 трлн рублей. Очевидно: в регионе производится реальная продукция, которая пользуется спросом. И в этом секторе сегодня 152 инвестиционных проекта, рассчитанных до 2018 года. Инвесторы готовы вложить в производство более 400 млрд рублей и создать более 34 тысяч новых рабочих мест.
Здесь и открытие новых производств, и модернизация существующих. Только в этом году в строй должны войти 42 новых предприятия. Учитывая, что сейчас на календаре вторая декада декабря, можно сказать, что практически все они уже прошли через торжественную церемонию открытия. На слуху — завод «Герофарм» в Оболенске, где делают российский инсулин, каширский вагоноремонтный завод «Новотранс», два немецких предприятия — Hartmann и Benning (одно производит медикаменты, другое — электрооборудование) — и множество других. Каждое — это новые рабочие места, новые налоги в бюджет и еще один шаг, приближающий к решению задачи по сокращению маятниковой миграции, в которую пока включена третья часть трудоспособного населения Подмосковья.
Принципиальная позиция руководства региона: создавать целые индустриальные парки, в которых кроме основных производств будет масса сопутствующих. Четыре проекта индустриальных парков с частными инвестициями уже успешно реализуются. Всего их будет восемь.
В 2014 году начнется реализация крупнейшего для Московской области инфраструктурного проекта — строительство Центральной кольцевой автодороги, на которое планируется затратить 350 млрд рублей. Она, считают эксперты, не только ослабит транспортную напряженность в регионе, но и послужит стимулом к развитию прилегающих территорий.
Зону ЦКАД министр инвестиций и инноваций Подмосковья называет одной из ключевых точек роста экономики Московской области. Здесь кратно увеличатся пассажирский и транспортный потоки, возникнут новые условия логистики, доступнее станут ресурсы удаленных от столицы районов. Возле ЦКАД появятся промышленные производства, транспортно-логистические комплексы (в ближайшие годы планируется строительство около двух десятков таких комплексов), объекты сервиса, в том числе автопорты и АЗС. В общей сложности объем инвестиций на развитие «прицкадья» будет равен, а то и превысит количество средств, запланированных для строительства ЦКАД.
Сегодня, чтобы добраться из Подмосковья в Москву или обратно, приходится использовать несколько видов транспорта, и далеко не всегда пересадка с одного на другой проходит комфортно и безболезненно. Особенно трудно приходится жителям восточной и юго-восточной частей Подмосковья — здесь транспортная система загружена более чем на 120%.
Чтобы исключить подобные проблемы, решено построить 12 транспортно-пересадочных узлов.
— Мы считаем, — отмечает Денис Буцаев, — что ТПУ должны быть максимально комфортны для людей. Во-первых, планируется, что это будут крытые теплые терминалы, оборудованные вертикальными коммуникациями, то есть лифтами и эскалаторами. Во-вторых, здесь будут магазины, точки общественного питания, службы сервиса, единый центр информации. В-третьих, каждый ТПУ должен иметь возможность принять две электрички одновременно. Ну и, в-четвертых, все транспортно-пересадочные узлы будут выполнены в едином архитектурном стиле, чтобы человеку легко было в них ориентироваться.
Определены 12 железнодорожных станций и остановочных пунктов, где ТПУ жизненно необходимы. Это Мытищи, Одинцово, Люберцы-1, Пушкино, Подольск, Подлипки-Дачные, платформы Отдых, Долгопрудная, станции Отрадное, Чкаловская, Кутузовская, Ленинская. Чтобы реализовать такой сетевой проект, потребуется 18 млрд рублей.
Из той же серии — платные путепроводы. В планах — до 2018 года построить 30-50 путепроводов, для чего потребуются инвестиции в объеме 15-25 млрд рублей.
С ростом деловой активности Московской области требуется все больше офисных площадей. Инвесторы отвечают на эту потребность: буквально на глазах за короткое время между Химками и Митино возле МКАД вырос бизнес-парк «Гринвуд». Появилось несколько других бизнес-центров. В целом рынок коммерческой недвижимости Подмосковья в 2011-2013 годах характеризуется ростом инвестиционных вложений. Арендные ставки в Москве растут, и на этом фоне офисные площади в Московской области становятся все более привлекательными для бизнеса. Сегодня в ближайшем Подмосковье строится около 670 тысяч кв. м офисных помещений. Но и этого мало.
По подсчетам специалистов, в ближайшие годы Подмосковью потребуется не менее 2 млн кв. м офисных площадей. К перспективным направлениям под строительство офисной недвижимости относятся северное, северо-западное и западное. Объем инвестиций в этот сектор оценивается в 50 млрд рублей.
Московская область с полным правом может претендовать на звание туристического региона: в ней огромное количество объектов культурного наследия, красивейших природных уголков, исторических усадеб и домов. Троице-Сергиева лавра, Новый Иерусалим, Коломенский и Зарайский кремли, монастыри и церкви — всего не перечислишь. Однако стать полноценным источником доходов для областного бюджета туристической отрасли мешает недостаток современных гостиниц и рекреационных зон. Инвесторам есть где развернуться — в сфере гостиничного бизнеса заложен огромный потенциал.
Областной гостиничный рынок занимает четвертое место в России по количеству размещаемых людей и объему доходов от услуг размещения. Однако обеспеченность гостиничными местами и номерами в Подмосковье в два-три раза меньше, чем в Москве и Санкт-Петербурге, и в 10 раз меньше, чем в Европе и США. Для нормального функционирования туристической отрасли Московской области не хватает примерно 100 гостиниц. Цель — к 2018 году достичь показателя четыре гостиничных места на тысячу жителей. Для этого нужно 30 млрд рублей инвестиций. Мировые гостиничные бренды уже обратили на Подмосковье внимание.
Перспективная сфера инвестирования — развлекательные комплексы и парки. Самый грандиозный проект — создание ландшафтно-рекреационного комплекса «Парк «Россия», одобренный президентом РФ Владимиром Путиным. Парк разместится на территории городского округа Домодедово на площади около 1 тысячи га. Очертаниями он будет повторять границы Российской Федерации. Каждый регион РФ сможет иметь здесь свою экспозицию. Близость к аэропорту Домодедово обеспечит парку транспортную доступность и посещаемость до 10 млн туристов в год, даст уникальную возможность авиапассажирам наблюдать при взлете и посадке мини-Россию с высоты птичьего полета.
6 августа был объявлен международный конкурс на разработку концепции и финансовой модели парка «Россия», 20 декабря будут подведены его итоги, и проект перестанет быть только идеей.
Один из приоритетов, объявленных губернатором Андреем Воробьевым, — сфера здравоохранения. Объем инвестиций в нее до 2018 года составит 40-50 млрд рублей.
— По программе развития здравоохранения, — рассказывает Денис Буцаев, — должно быть создано 33 межмуниципальных клинико-диагностических центра. Крупные проекты — четыре многофункциональных медицинских кластера, которые должны быть построены за счет частных инвестиций. Для двух уже определены площадки. В городском округе Пушкино выделяется 20 га под 15 медицинских профилей высокотехнологичной помощи и 1,5 тысячи коек в стационаре. В Красногорском районе компания-инвестор построит кластер на тысячу коек. Еще две площадки будем подбирать вблизи крупных международных транспортных узлов.
Есть и другие проекты — создания диализных центров, реабилитационных комплексов...
Самое больное место — впрочем, не только в Подмосковье, — сфера жилищно-коммунального хозяйства. Здесь в качестве генеральной линии выбраны ликвидация свалок на территории Московской области и строительство заводов по переработке мусора. Важно найти эффективные и не очень затратные проекты. Объем захоронений мусора к 2020 году должен быть снижен с 95 до 30%.
Из других направлений отмечается курс на повышение энергоэффективности, для чего необходимо 200 млрд рублей инвестиций, реконструкция теплоснабжения (120 млрд рублей) и совершенствование водоснабжения и водоподготовки (80 млрд рублей).
— Московская область открыта для инвесторов, — говорит Денис Буцаев. — Мы готовы вести диалог со всеми, кто желает развивать свое дело на нашей территории. Требования у нас простые: вести бизнес честно, аккуратно платить налоги и заработную плату, не загрязнять окружающую среду. Со стороны правительства Московской области такой бизнес получит всяческую поддержку.
За последний год в Подмосковье изменились приоритеты в привлечении инвестиций: если в 2012-м на первом месте по объемам вкладываемых средств стояла сфера операций с недвижимостью, то в 2013-м — инвестиции в транспорт и связь, что вполне соотносится с программой «Наше Подмосковье. Приоритеты развития». Обрабатывающие производства, то есть реальная экономика, поднялись на второе место (были на третьем), а операции с недвижимостью занимают третье. В пятерку приоритетов вошли также производство энергоносителей и торговля.
В области работают инвесторы из многих стран мира. В общей сложности они вложили в регион 21,1 млрд долларов США. Однако львиную долю средств вкладывают все же отечественные инвесторы, и это естественно: собственную экономику надо поднимать самим.
К стратегическим относятся проекты, общий объем инвестиций по которым в течение первых пяти лет составляет не менее 5 млрд рублей.
К приоритетным — проекты с объемом инвестиций не менее 2 млрд руб-лей за три года.
К значимым — проекты с объемом инвестиций не менее 300 млн рублей за три года.
Крупные инвесторы могут пользоваться преференциями (снижение налога на прибыль на 4,5% и налога на имущество от 0 до 1,7%) до семи лет включительно.