"За качественную работу и ответственное отношение к своим обязанностям вы награждаетесь поездкой в Москву на корпоративный праздник". Оператор установки 21/10-3М на нефтеперерабатывающем заводе АНХК Игорь Юрьевич (так степенно представился победитель) из своих 34 лет на заводе работает четвертый год. Однако серьезности Игорю хватило ненадолго, счастливая улыбка от уха и до уха так и не сходила с его лица во время всего короткого интервью.
- Конечно, я доволен, - говорит он. - Ни я, ни моя жена (приглашение на два лица) в столице ни разу не были. Мне нравится так работать, да и зарплата вроде ничего - за семь тысяч переваливает. Не то что недавно, до прихода ЮКОСа. Комбинат тогда еле дышал, денег толком не платили, отправляли в отпуск без содержания, в общем, грустные были времена. А сейчас появилось ощущение, что без работы не останусь.
В этом году АНХК есть чем похвастаться. Планировали переработать около семи миллионов тонн нефти, а "сделали" больше восьми. Стрелки всех показателей задрали носы, началось массовое переобучение персонала, омолаживаются кадры. Расходы на социальные программы на предприятии выросли на 59 процентов. Пошли инвестиции. В этом году их объем - 42 миллиона долларов.
Идет и сокращение персонала при повышении эффективности производства. Это, кстати, характерно для всей компании в целом. Здесь считают, что лучше это сделать продуманно в благоприятное "мирное" время, максимально безболезненно для людей, чем в кризисной обстановке. То, что кризис грядет, в ЮКОСе не сомневаются (о его причинах чуть ниже). Вернемся к реструктуризации персонала. Сейчас этот процесс идет в основном естественным путем, то есть люди уходят на пенсию, но на их место новых не берут, а, как говорили раньше, "изыскивают внутренние резервы". Безжалостно увольняют только две категории: любителей выпить в рабочее время и "несунов". Второй путь решения проблемы - вывод работников в непрофильные дочерние предприятия.
К 2010 году по мере развития всей России заработную плату собираются довести в компании до мирового уровня, но она должна соответствовать и мировой производительности труда. Пока этого нет, особенно в нефтепереработке. Однако работа идет, на той же "Ангарке" все эти усилия привели к значительному повышению заработной платы, с января она увеличилась на 24 процента. На следующий год планируется поднять ее еще на четверть, разумеется, при достижении запланированных показателей.
Мировых высот эффективности невозможно достичь без подготовленных кадров. Поэтому большое внимание в компании придают программе обучения и переподготовке персонала. Это четкая политика, направленная, помимо прочего, и на снятие преград для роста молодых специалистов. Если человек хочет получить высшее образование, даже второе, и готов платить за это какие-то свои деньги, то ЮКОС входит в долю. Ограничений нет. Более того, у руководителей компании будут возникать серьезные вопросы к тем инженерам и менеджерам, у которых в подразделениях нет подвижек с точки зрения образования молодежи. То же самое относится и к ветеранам. В принципе переподготовка должна идти беспрерывно, так как технология в "нефтянке" кардинально меняется каждые десять лет.
Для достижения заветных целей - снижения себестоимости и роста эффективности - в компании вспомнили даже о таком, казалось бы, навсегда забытом инструменте, как соревнование. Называется оно в наше время экономическим. А в чем его отличие от социалистического соревнования? Этот вопрос я задал Михаилу Ходорковскому.
- Все очень просто. У нас нет никаких политических требований или критериев. Люди могут голосовать за кого угодно: коммунистов, Яблоко, СПС, "Единство" и так далее, нам это абсолютно все равно. Важен лишь результат, выработка продукции. Во-вторых, соревнование отстроено таким образом, что необходимо выполнять не абстрактные пятилетние планы, а производить ту продукцию, которая именно сегодня нужна рынку. С людей спрашиваем, насколько они эффективно соответствуют текущей ситуации, которая может меняться даже в течение года. А вот мотивация похожа на прежнюю: материальная и моральная. Вот только орденов не можем давать, но по этому поводу никто особо не переживает...
Уже сейчас такая политика приносит плоды - по всем показателям ЮКОС занимает лидирующие позиции. В ближайшие дни это ощутят на своих кошельках все ее сотрудники. По итогам года они получат солидный бонус. От старого термина - "тринадцатая" зарплата - пришлось отказаться, так как вознаграждение, как правило, в разы превышает месячную получку. Например, сегодня премия тянет на три оклада. Так что нашему знакомому Игорю Юрьевичу будет что потратить в Москве, как он сказал, на "корпоративной елке".
После прибыли основной показатель компании - добыча нефти. Прибыль подсчитают бухгалтеры в конце нынешнего или, скорее, начале следующего года. А вот про добычу можно говорить уже сегодня. Первое место по этому показателю всегда удерживал ЛУКОЙЛ. По темпам прироста добычи уже давно лидирует ЮКОС, удерживает он лучшие позиции в нефтепереработке, особенно в производстве бензинов и дизельного топлива. И вот с октября изменилась ситуация и в добыче - ЮКОС стал единоличным лидером. Зато появилась другая забота: "черное золото" надо кому-то продать. Это особенно актуально, так как доля компании в совокупной добыче нефти растет. Если за 11 месяцев прошлого года она равнялась 16,6 процента, то сейчас - 18,2 процента.
Нефть уже сейчас девать некуда, нет радужных перспектив и на будущее. Энергетическая стратегия России предусматривает производство 450 миллионов тонн нефти (примерно 130 миллионов из них придется на ЮКОС). 150 миллионов тонн планируется переработать внутри страны, еще 150 - по магистралям "Транснефти" будут экспортированы, а последние 150 миллионов тонн пока "повисают".
Но даже не это главная проблема. Серьезные трудности связаны с тарифами монополистов. Речь идет, в первую очередь, о железной дороге и трубопроводах. За год тарифы здесь взмыли в среднем на пятьдесят процентов. На четверть стала дороже электроэнергия. Судя по всему, и в следующем году ситуация еще больше осложнится. По единодушному мнению экспертов, такие удручающие темпы роста тарифов экономически не оправданы.
Существует мнение, что поскольку это государственные компании, то они и действуют в государственных интересах. Но, позвольте, разве отсутствие работы над себестоимостью - это государственный подход? Дошло до того, что добыча трудной сибирской нефти сейчас обходится дешевле, чем ее транспортировка. То же самое можно сказать и о стоимости переработки нефти: она дешевле, чем транспортировка нефтепродуктов. К слову, если бы частные нефтяные компании работали так же, как государственные монополии, то бензин уже давно стоил бы двадцать рублей за литр.
Видимо, все приведенные факты дали основание главе ЮКОСа утверждать, что "наши транспортные и энергетические монополии готовят новый кризис, новый 98-й год".
Решать эти проблемы тяжело, но можно. Вскоре по инициативе ЮКОСа начнется строительство нефтепровода в Китай. Он должен войти в строй в 2005 году. Есть и еще один масштабный проект, инициированный четырьмя нефтяными компаниями (ЮКОС, ЛУКОЙЛ, "Сибнефть" и ТНК), - построить гигантский нефтепровод мощностью до восьмидесяти миллионов тонн в год из Западной Сибири в Мурманск. Цена проекта, в зависимости от маршрута, - от 3,4 миллиарда до 4,5 миллиарда долларов. Ввод в действие нового трубопровода запланирован на конец 2007 год. Он даст возможность выхода российской нефти в США - крупнейший мировой рынок. Общие налоговые поступления в российский бюджет от реализации проекта составят 9,2 миллиарда долларов, в том числе региональные - 5,2 миллиарда долларов. В ходе строительства Мурманской трубопроводной системы будет создано шесть тысяч новых рабочих мест.
Мурманская труба и терминал только по ЮКОСу позволят сократить транспортные расходы на миллиард долларов. Если сейчас, пока есть деньги в результате благоприятной конъюнктуры, не построить эти объекты, то российская нефть станет очень чувствительной к любому падению цены. Даже если она опустится до разумного уровня в 20 долларов, значительное количество наших нефтяных компаний окажется на грани краха, сильно усохнут и налоговые поступления в бюджеты всех уровней. И что тогда делать с планами повышения жизненного уровня бюджетников?
Кризис, который предсказывает Михаил Ходорковский, не окажется смертельным для компании ЮКОС. К нему готовятся загодя, здесь действительно серьезно работают над снижением себестоимости. Не жалеют денег на инвестиции в людей и "железо". На 2003 год запланирован общий объем капиталовложений в размере миллиард семьсот шестьдесят миллионов долларов. Только в этом году расходы на социальные проекты достигнут полутора миллиардов рублей. Компания все активнее выходит в Восточную Сибирь, Якутию, ведет разведку на шельфе, в том числе Арктическом, развивает собственную энергетику и газодобычу. Пошли первые поставки пока морем нефти в США.
Это лишь часть "активов" компании, но уже она позволяет ЮКОСу с уверенностью заглядывать в завтрашний и даже послезавтрашний день.