ПЕРЕЧИТЫВАЯ КОДЕКС

Завтра, как предполагается, Госдума рассмотрит во втором чтении проект нового Кодекса законов о труде.

Между первым и вторым чтениями (а это пять полных месяцев) проект подвергся довольно существенным изменениям. Рассмотрено более двух тысяч поправок, поступивших от депутатов и из правительства. Но ни одна поправка, которая бы ущемляла интересы трудящихся, не прошла. Наоборот, по целому ряду позиций удалось существенно усилить социальную защищенность работников.
Работа проделана основательная. Госдума пошла на беспрецедентные шаги: была создана специальная комиссия, в которую вошли представители всех фракций, посланцы от работодателей, профсоюзов и правительства. Тем самым сняты обвинения со стороны некоторых левых о якобы недемократичной процедуре подготовки нового проекта кодекса. Можно с уверенностью говорить о том, что подготовлен взвешенный текст, который, с моей точки зрения, учитывает и интересы сторон, и одновременно органично вписывается в реалии рыночной экономики.
Назову лишь несколько примеров. Расширена 4-я статья, которая трактует понятие принудительного труда. Работодатель теперь не вправе требовать от человека продолжить работу, если своевременно не выплачивается заработная плата или труд не обеспечен необходимыми средствами индивидуальной и коллективной защиты. Принудительный труд официально запрещен, за принуждение к нему работодатель несет уголовную ответственность.
Много споров вызвала процедура заключения срочных, то есть ограниченных временными рамками договоров. Их список, как на этом настаивали, в частности, работодатели, не увеличен. Скорее, наоборот. Скажем, на предприятии происходит заведомо временное расширение производства, для чего, естественно, нужны новые работники, с которыми заключаются срочные договоры. В первой редакции этот отрезок времени ограничивался двумя годами, теперь - одним годом, что разумно, так как свыше года - это уже не временное, а нормальное расширение производства. Или возьмем работу на предприятиях малого и среднего бизнеса. Раньше было сказано, что срочные договоры здесь заключаются в том случае, если численность работников не превышает 50 человек, а в организациях торговли и бытового обслуживания- не более 30. Сейчас эти цифры понижены соответственно до 40 и 25.
Впервые в Трудовой кодекс введено такое понятие, как ненормированный рабочий день, что, кстати, вызвало критику со стороны левых: якобы тем самым узакониваются переработки. Да, раньше в КЗоТе такие нормы не были прописаны, но это вовсе не означало, что подобного явления не существовало: половина так называемых интеллигентских профессий связана с работой в режиме именно ненормированного рабочего дня. В представленном проекте жестко записано, что к такому режиму могут привлекаться только отдельные категории работников, они обязательно должны быть зафиксированы в правилах внутреннего распорядка с предоставлением дополнительного отпуска - не менее трех дней (его конкретная величина будет устанавливаться коллективным договором). Если же кто-то от отпуска отказывается, то он вправе потребовать оплатить все переработки как сверхурочные (первые два часа - в полуторном, последующие - в двойном размере).
Много споров было вокруг участия профсоюзов при решении вопросов, связанных с защитой интересов работников. В нынешнем КЗоТе, как известно, существует институт согласования, который при первом чтении был заменен формулой "учет мнений". На этот счет достигнута договоренность по двум позициям. Во-первых, этот "учет мнений" чрезвычайно усилен. Записано, например, что локальный нормативный акт, изданный работодателем без соблюдения установленного порядка учета мнения с профсоюзами, будет считаться недействительным и не подлежит исполнению. Во-вторых, в качестве конечного арбитра теперь выступает третейский орган - Рострудинспекция. При этом за каждой стороной оставлено право обратиться в суд. А самое главное - через 8-ю и 81-ю статьи восстановлены и возможности согласования. Теперь коллективным договором или соглашением может быть предусмотрено согласие профсоюза при принятии управленческих решений, а также при увольнении работника.
Принципиальный вопрос - право на забастовку. Право объявить забастовку за профсоюзами оставлено. Другое дело, что участие в забастовке для каждого предприятия подтверждается решением конференции или собрания работников, или сбором подписей большинства работающих на предприятии.
Сняты вопросы, связанные, например, с натуральной оплатой труда. Сейчас в проекте кодекса записано, что она допускается, но при этом должна соответствовать международным нормам. Сделана прямая запись: во-первых, натуральная оплата возможна только по собственному письменному заявлению работника и не должна превышать 20 процентов общего заработка.
Да, согласительной комиссии Госдумы в ряде случаев приходилось идти на компромиссы. Например, правительство настаивало на том, чтобы убрать из проекта статью, разрешающую прекращать работу на 15-й день после задержки зарплаты. Достигнута такая договоренность: это положение все-таки сохраняется, но такое право не распространяется на те предприятия, на которых законом запрещена забастовка, а также в период военного времени, чрезвычайного положения и т. д. Или такая запись в 133-й статье проекта кодекса о том, что минимальный размер оплаты труда должен быть равен величине прожиточного минимума. Правительство против такой записи протестовало также достаточно жестко. И тем не менее эта запись оставлена. Одновременно решено, что будет принят федеральный закон, в котором будет предусмотрено поэтапное приближение к этому рубежу.
Хочу обратить внимание еще на одну важную особенность проекта - в нем в полном объеме унифицированы права одиноких женщин, имеющих детей, и отцов, воспитывающих ребенка без матери. Здесь, кстати, введена единообразная формулировка. Понятие "одинокая мать" сомнений не вызывает. А одинокий отец? Теперь это звучит так: мать и отец, воспитывающие ребенка без супруга и супруги.
И наконец, вниманию молодых людей, желающих продолжить образование без отрыва от производства. Не слушайте тех, кто уверяет, что существующие гарантии для них теперь отменяются. Ограничение на льготы (проезд до места сдачи экзаменационной сессии, оплачиваемый учебный отпуск) распространяется только на тех, кто, уже получив без отрыва от производства одно среднее специальное или одно высшее образование, решил пойти по этому кругу, то есть получить образование этого же уровня по второму разу.
Таким образом, мы уже близки к тому, чтобы новый КЗоТ, который касается всего работоспособного населения России, вступил наконец в свои права. Будем надеяться, что с нового года мы будем жить по новому Трудовому кодексу.