Чего не хватает древнему городу, чтобы стать туристской Меккой Тверского края
На поездку в древний Торжок подвигнул меня попавший волей случая в руки красочный путеводитель. Не без интереса перелистала я его, обещающего погружение в историю места, богатого на имена и события. «Наш город оставит у вас незабываемые впечатления. Ежегодно его посещают тысячи туристов...» — гласил текст, иллюстрированный открыточными видами. А я с подругой ломала как раз голову над тем, куда нам отправиться в отпуск. Стараемся хоть раз в год да выбраться за пределы родного Петербурга, чтобы, как говорится, жизнь не заела в повседневных заботах. Заодно открываем для себя что-то новое в своей стране. Не всегда, правда, эти открытия со знаком плюс.
Минувшим маем, например, собрались было на северный курорт. Так с некоторых пор называют поселок Териберку, что на Кольском полуострове, где чистейший воздух благодаря близости Арктики, незабываемые пейзажи, океанское безмолвие. Одним словом, край земли. Но очень уж сложная там логистика, есть риск зависнуть на полпути. Пришлось отложить...
«Может, в Торжок? — предложила я, обрисовав вкратце подруге обещанные рекламой красоты 40-тысячного городка. — Не так далеко и добираться удобно».
Скоростной поезд за три часа доставил нас из Северной столицы в Тверь. Оттуда еще полтора часа на электричке. И вот мы уже в предгорье Валдайской возвышенности, на берегах речки Тверцы, левого притока Волги, где, согласно первому письменному упоминанию, в 1135-1139 годах (раньше Москвы!) был заложен Новый Торг, будущий Торжок.
Удачное место выбрали для него новгородцы: на перекрестке важных — и тогда, и позже, и ныне — сухопутных и водных дорог. Благодаря чему не одно столетие кипела здесь жизнь, привлекая купцов, завлекая знать со всей матушки России. Да что знать — цари гуляли по местным улочкам, в государевом Путевом дворце почивали! В этот дворец мы первым делом и оправились. Он считается одной из главных достопримечательностей города. Другие, подобные ему, построенные при Екатерине Великой для отдыха в пути на тракте Петербург — Москва, не сохранились.
Найти его оказалось непросто. Хотя он практически в центре города, на улице с говорящим названием Красный (то есть красивый) городок. Искали ее красивую, а нашли невзрачной, с разбитым асфальтом, кучами мусора с одной стороны и покосившимися ржавыми воротами с массивным замком на цепи с другой. Если бы не информационный щит рядом с воротами, такой же кривой и блеклый, не догадаться бы, что грязного цвета полуразвалившееся здание, виднеющееся сквозь хаотично растущие деревья, и есть знаменитый памятник истории и архитектуры ХVIII века.
По словам новоторжцев (так исстари называют себя местные), два года назад у них появилась надежда на его реставрацию. Из Москвы приезжали важные люди, долго осматривали здание. Вскоре был начат разбор завалов внутри. Но продолжался он недолго. И опять тишина...
Стоит бывший дворцовый комплекс на высоком холме. Был, судя по всему, одной из городских доминант. На холмах выстроен, в сущности, весь город. На тех, что повыше, — преимущественно храмы. Как любят говорить здесь, с любой колокольни — весь Торжок как на ладони. То, что называется у поэтов гармонией возвышенного и земного, рукотворного.
Природа в Торжке и сейчас хороша. Что касается рукотворного: Трудно не заметить разбитые ступени многочисленных каменных лестниц, убогие в своей ветхости здания, заросшие полутораметровым бурьяном берега Тверцы. Напрямик, а не в обход по совету местной жительницы, обещавшей незабываемое впечатление, решили мы подняться к главной торжковской православной святыни — Борисоглебской обители. Стоит она высоко, видна далеко. От реки к ней ведет широкая плотная грунтовка. То есть сначала была широкой и пологой, но постепенно пошла вверх, стала сужаться и раздваиваться. В итоге вышли мы к краю глубокого обрыва, до поры скрытого плотными зарослями диких кустов. Помог выйти на свет божий монастырский служка, на наше счастье собиравший неподалеку хворост. Я поинтересовалась у него, почему на склонах вдоль реки в центре города не скашивают бурьян.
«Городская власть обещает привести берега Тверцы в цивилизованный вид, когда будут реконструировать набережную. Но когда это будет, никто не знает», — вздохнул в ответ он.
Побродили по монастырю, чья история насчитывает без малого тысячу лет, в течение которых и разоряли его, и жгли, и использовали как тюрьму, а он все равно возрождался. Заглянули на территорию бывшего кремля, от которого до наших времен дошел лишь оборонительный вал, откуда теперь за 50 рублей можно полюбоваться видами сверху. Зашли в гончарную лавку. И вышли, наконец, к центральной площади в исторической части Торжка.
Когда-то ее именовали Торговой, последние лет 80 она носит название площадь 9 Января. Славится старинными торговыми рядами. Сохранились не все. Шесть корпусов, возведенных в разные годы, но по единому проекту, охватывают ее полукругом, спускаясь на соседнюю улицу. Были времена, когда здесь все бурлило. Со всей России съезжались сюда купцы, а также те, кто предпочитал товар качественный за цену разумную. «В Москву едешь — не минуешь. В Питер скачешь — не свернешь», — говаривали прадеды нынешних новоторжцев. В субботний день площадь была малолюдна и тиха. Редкие прохожие. Скучающие в ларьках продавцы.
«Туристов у нас в последнее время поубавилось, — посетовал торговец сувенирами. — Раньше автобус за автобусом шли с группой каждый в полсотни человек, останавливались на целый день. Теперь автобусов на порядок меньше, и останавливаются в лучшем случае на час-полтора».
Спросила у него, почему закрыты знаменитые торговые ряды, некогда средоточие местной жизни. Оказывается, они давно уже не торговые. Переданы Всероссийскому историко-этнографическому музею. Сейчас их готовят к масштабной реставрации. Местные жители опасаются, что это может привести к потере исторических построек. Как случилось с другими старинными зданиями на той же площади: несколько лет назад их снесли «за ветхостью», заменив новоделами. Внешне — «как были», внутри — современный бетонно-пластиковый крой...
«Чистой воды бутафорией» называют жители и недавний ремонт купеческих особняков ХIХ — начала ХХ века на единственном благоустроенном участке речной набережной. Их покрасили в разные цвета. Выглядят эффектно на фоне соседствующих с ними развалюх. Прямо «картинки с выставки», не иначе! Вот только краска быстро с них сходит...
Побродив по набережной, свернули мы, не доходя до моста, на симпатичную тихую улочку, плавно уходящую вверх. Еще не так давно там шумели деревья, росли цветы. Сейчас вместо зелени — несколько громоздких коттеджей современных «купцов». Интересно, хоть один из них чем-то помог городу?