Минпромторг после долгих колебаний все же разрешил параллельный импорт алкоголя
Еще в августе торговые сети предупреждали, что многие россияне могут остаться в новогодние праздники без любимых напитков: ассортимент импортного спиртного сократился на 50-95%, остатков хватит максимум на пару месяцев. Теперь на праздничный стол будет что поставить. В список разрешенных внесли 38 иностранных алкогольных брендов, из них 30 — виски (Bell’s, Jack Daniel’s, White Horse, Jim Bеам, Johnnie Walker, Black & White), а также джин, текила. И ликер Jägermeister для «полировки».
По итогам первой половины 2022 года импорт крепких алкогольных напитков в Россию упал на треть. Заметнее всего снизился импорт виски — почти на 50%, водки — на 42%, ликеров, текилы и настоек — на 35-37%. При этом закупочные цены на то импортное спиртное, что еще есть, с февраля выросли на 30-70%, сообщали в Ассоциации компаний розничной торговли. Дошло уже до того, что во многих барах вместо виски, рома и текилы в коктейлях стали использовать водку: это самый доступный сейчас «градус».
Между тем пить россияне меньше не стали — продажи алкоголя в России с начала года выросли на 10%. Однако большинству пришлось перейти на спиртное отечественного производства. Кроме того, выросли продажи нелегального алкоголя и самогона. И вот еще: возросла доля потребления крепкого алкоголя, теперь на него приходится почти половина выпитого. На вино же осталось лишь 11%.
Российские производители ринулись «замещать» исчезающий с рынка алкоголь. «Водку и виски у нас научились делать много и хорошо, — считает глава «Независимого винного клуба» Владимир Цапелик. — Уже есть несколько производителей виски, в частности на Ставрополье. С коньяками проблема только в винограде — нам пока не хватает собственного сырья, но сам напиток мы делать можем. Джин выпускается в значительном количестве и очень хорошего качества. Так что по целому ряду позиций замена возможна. Однако есть и уникальные, которые совершенно невозможно заменить, такие как текила, ром, до их производства нам еще далеко».
С начала года объемы производства в России выросли на 12%, сообщило Росалкогольрегулирование. Водки произвели на 9% больше, чем в прошлом году, коньяка — на 18%, а винодельческой продукции — на 6%. Бьет рекорды производство крепленых вин и портвейнов, чему способствует относительно низкая цена: иностранные крепленые вина стоят от 1,3 тысячи рублей за бутылку, а марочные российские портвейны — вдвое дешевле. Вот еще бы избежать прямой конкуренции...
Неудивительно, что российские производители алкоголя обращались в Минфин с просьбой не разрешать параллельный импорт. Зато Ассоциация компаний розничной торговли, наоборот, хлопотала за его разрешение, иначе, говорят, Новый год магазины встретят пустыми полками. В итоге Минпромторг сдался и разрешил.
Речь идет о брендах, которые существуют десятки лет или даже столетия, их нельзя импортозаместить, объясняют эксперты. Человек, который пьет Macallan или Jack Daniel’s, не готов так просто переключиться на виски со Ставрополья. Ужесточения конкуренции для российских производителей также ждать не стоит, поскольку иностранный и локальный алкоголь представлен в разных ценовых сегментах. Проще говоря: дагестанские коньяки вряд ли будут конкурировать с французскими.
А вот чего стоит ожидать, так это роста контрафакта. По оценкам специалистов, в 2021 году почти треть спиртного в магазинах оказалась подделкой. А с активизацией параллельного импорта проблема будет только обостряться. Кроме того, из-за появления дополнительного коммерческого оператора цена на напитки, скорее всего, вырастет на 15-25%. Ну да разве нашего гражданина этим напугаешь?