Избавление от бедности 700 млн китайцев произошло именно в то время, когда миллионы россиян хлебнули лиха, оказавшись неимущими
Власти КНР опубликовали «Белую книгу», посвященную борьбе с бедностью и обеспечению прав граждан: за 25 лет от нищеты избавлено 700 млн китайцев. А на днях в Москве были представлены результаты сопоставительных исследований, впервые проведенных в Китае и России учеными Института социологии РАН и Института социологии Китайской академии общественных наук. Что отразилось в этом зеркале? Какие результаты принесли 20 лет реформ двум народам-соседям?
«Белая книга» — целый фолиант, в нем масса фактов и выводов, касающихся развития китайского общества за время реформ, и особенно за последнее десятилетие. Возьмем лишь несколько цифр. Например, такую: число бедных в Китае сократилось за период с 1990-го по 2002-й с 61 до 30%, а к 2015 году упало до 4,2%. Это данные не китайские. Они взяты из доклада ООН «Цели развития тысячелетия».
По данным ООН, число граждан Китая, поднявшихся над бедностью, составляет 70% всего населения планеты, избавившегося от нищеты. В абсолютных цифрах это может означать новую жизнь и новые возможности для 700 млн человек — почти 10% населения земного шара! Вот что такое китайские реформы.
Скептики скажут: расслоение в Китае чудовищное. Верно. Ведь там живет самое большое число долларовых миллиардеров, да еще тысячи миллионеров. При этом примерно 55 млн китайцев считаются, по официальной статистике, бедными. Но на вытягивание их из омута нищеты направлены все силы государства и компартии, специальные федеральные (как у нас принято говорить) программы. И будьте уверены, к 2020 году, когда, по китайским планам, будет построено общество «средней зажиточности», бедных в ооновском смысле там не останется вовсе. Потому что за лозунгами и планами в современном Китае, как правило, стоят вполне конкретные дела. Вот и публикация «Белой книги» совпала с созданием еще одного, на этот раз государственно-частного, фонда по борьбе с бедностью. Его объем — 100 млрд юаней (1 трлн рублей).
Как сказано в «Белой книге», власти Китая считают эту задачу наиглавнейшей, а прогресс в области борьбы с бедностью — самым важным достижением реформ. Причем бедным не раздают крохи с барского стола, а стремятся дать удочку, способ накормить себя и свою семью. Например, только за последнюю пятилетку на создание инфраструктуры и рабочих мест на селе было потрачено из федерального бюджета 122 млрд юаней (1,22 трлн рублей). Еще примерно столько же инвестировали в это дело частные компании.
И не подумайте, что эти деньги пошли только на дороги, больницы, коровники и свинарники. Это, к примеру, и создание интернет-магазинов в глубинке, даже в самых далеких деревнях. Интересно, что в этой работе участвует и всемирно известная интернет-компания Alibaba (социально ответственный бизнес?), и миллион китайских сельских комсомольцев, по зову партии, как бы сказали у нас в былое время, взявшихся поднимать село. На обучение комсомольцев интернет-торговле Alibaba выделила 10 млрд юаней (100 млрд рублей).
Обратите внимание: избавление от бедности такого огромного слоя жителей КНР произошло именно в то время, когда миллионы россиян хлебнули лиха, оказавшись неимущими. В иные годы до 30 млн граждан России находились за чертой бедности, то есть им не хватало на пропитание.
А что сейчас? Как следует из только что обнародованного доклада Высшей школы экономики, 23 месяца подряд падают реальные доходы граждан России. По сравнению с октябрем 2014-го, когда закончился их рост, падение составило 14%. А 41% граждан не хватает денег на покупку одежды. Около 10% населения (по официальной статистике) живет менее чем на 7 тысяч рублей в месяц. 20% в доходах — социальные выплаты, по сути милостыня от государства. В последний тучный год, 2014-й, средняя зарплата по стране составляла 32,5 тысячи рублей. Сейчас ниже.
В Китае этот показатель постоянно растет и сейчас составляет примерно 48 тысяч в пересчете на рубли. В крупных города, таких как Пекин, — на 20-30% выше. А в ключевых, важных для развития общества секторах люди получают больше среднего уровня. Их врачи, медсестры, учителя, компьютерщики давно зарабатывают больше наших. Да что там зарплаты. Средняя пенсия — 3000 юаней (30 тысяч рублей). Уличная проститутка — и та запросит минимум тысячу юаней (10 тысяч рублей).
Как сказал в беседе с корреспондентом «Труда» Посол России в КНР Андрей Денисов, главный итог и успех китайских реформ в том, что от них выиграли все слои общества. Кто-то больше, кто-то меньше. Но проигравших нет. И в этом залог стабильности и будущего развития Китая.
Коренные изменения структуры общества за 20 лет реформ, портрет молодежи двух стран, идеальное общество в мечтах двух народов — непростые темы затронули проведенные российскими и китайскими социологами опросы. Общий вывод из них — явно не в нашу пользу. За 20 лет реформы, как качели, подняли патриархальный аграрный Китай до уровня сверхдержавы, бросающей вызов мировым лидерам. В то же самое время бывшая сверхдержава ХХ века спикировала вниз: погрязшая в кризисах и коррупции экономика, хроническая бедность миллионов россиян, кричащая роскошь олигархов...
Ученые Института социологии РАН считают, что современное российское общество представляет собой слоеный пирог — в его состав входят 10 социальных страт, имеющих обособленные интересы. Уровень и качество жизни этих слоев принципиально различны. Два нижних этажа занимает часть населения, находящаяся за чертой бедности. Потом идут те, кто балансирует у этой черты, и малообеспеченные. Страты 5-8 составляют средние слои, а 9-10 — богатые.
Россияне остро переживают разницу в образе жизни недавних коллег по работе и соседей по коммунальной квартире. Самыми болезненными в обществе 71% опрошенных россиян называет неравенство доходов, на втором месте идет неравенство в доступе к медицинской помощи (47%), на третьей позиции — неравенство жилищных условий (38%). И всего лишь 16% опрошенных болезненно ощущают неравенство в обладании собственностью — показатель, лежащий в основе всех остальных несправедливостей российской пореформенной действительности.
Китайское общество за 20 лет реформ также изменило социальную структуру. В стране, по словам академика Ли Пэйлиня, произошла индустриализация, которую наша страна пережила в 1930-е. Крестьянство, составлявшее до реформ 80% населения Китая, сегодня насчитывает всего треть. Сформировались классы рабочих, руководящих кадров, сельскохозяйственных и научно-технических работников, служащих, менеджеров, индивидуальных и частных предпринимателей. Китай из страны с равным распределением доходов превратился в страну со значительным разрывом в доходах.
При этом сохранена общественная стабильность. Этому способствовали два принципа реформирования страны: «переходить через реку осторожно, нащупывая камни» и «идти навстречу миру». Точная балансировка системных реформ и участие в распределении мирового капитала и формировании международного порядка благодаря использованию иностранных финансов, слиянию, сотрудничеству.
Сенсационным выглядит такой результат исследований: 27% опрошенных молодых россиян в возрасте до 30 лет считают предпочтительным общественным строем капитализм с элементами планирования на основе социалистических принципов, еще 25% отдают предпочтение социализму, плановой экономике с элементами рыночных отношений, а 19% ставят на первое место социализм, плановую экономику, госсобственность. И это оценка поколения, выросшего в условиях «дикого капитализма» 90-х и повзрослевшего в 2000-е.
О чем мечтают россияне и китайцы? В тройке самых заветных желаний россиян — не только жить в достатке (40%), иметь хорошее здоровье (33%), но и жить в справедливо устроенном обществе (33%). Только вслед за этим идут мечты иметь хороших детей (23%) и отдельную квартиру (21%). Китайская же мечта на ближайшие 10 лет звучит так: здоровье членов семьи, единство в обществе, семейное счастье и гармония.