Главная Культура 00:04 18 Ноября 2014 1458
Сумасшедшие спели «Мы еще встретимся»

А зрительный зал фестиваля «Новый европейский театр» им охотно подпел

Сергей Бирюков

На стартовавшем в Москве фестивале «Новый европейский театр» началась международная часть. И началась не просто ярко, а прямо-таки безумно — спектаклем «Деменция» венгерского режиссера и сценариста Корнеля Мундруцо. Того самого, чей фильм «Белый бог» о людях глазами собак победил в конкурсе «Особый взгляд» недавнего Каннского фестиваля — 2014.

Защитник «униженных и оскорбленных» и поклонник русской литературы, в частности Владимира Сорокина, на сей раз показал спектакль о сумасшедших. Кстати, мотивы сорокинского «Льда» (который Мундруцо доводилось ставить как режиссеру) угадываются и здесь, в спектакле будапештского театра «Протон», хотя там избранные, объединившись, составят силу, которая уничтожит этот несовершенный мир, тут же кучка несчастных безумных («деменция» значит «приобретенное слабоумие») может лишь сама покинуть грешную землю. Но завязка явно рифмуется: мы видим больничную палату — все, что осталось от некогда успешной клиники, — и узнаем истории ее обитателей. Одна — бывшая опереточная примадонна, свихнувшаяся на своих успехах, премиях и бесчисленных мужьях, которые все — в прошлом, а теперь она никому не нужна. Другой — дантист-репатриант из венгерской части Румынии, такого там хлебнувший, что только и может шипеть: «Проклятый Чаушеску!» Третий — математик-интеллектуал, вся жизнь которого разбилась о «синдром поникшего пениса», и он маниакально ищет по телефону сбежавшую жену, попадая то в иностранное посольство, то на лесопилку. Четвертая — меланхолическая красавица, не способная даже воспроизвести свое имя, ночами тоскующая при виде луны и пьющая кровь из пробирок в холодильнике.

Но главный безумец — разумеется, сам врач, давно растерявший (а может, и не имевший) квалификацию, горстями глотающий успокоительные таблетки и беспрестанно орущий на всех.

Впрочем, мотор сюжета — не он, а энергичный делец, сообщающий, что купил это красивое здание в центре Будапешта и клиника должна выметаться. Врача он предлагает пристроить где-нибудь в Швейцарии, а пациентов — выписать как якобы здоровых, хотя никто из них не ориентируется ни во времени, ни в пространстве.

Но есть и сила, способная оказать сопротивление этому рейдеру: медсестра Дора, в которой он узнает свою знакомую по провинциальному городу, где она занималась спортивной стрельбой. А он, напоминает Дора, держал студию, где снимал видео с голенькими девочками. Смелая, не лезущая за словом в карман Дора — настоящая «героиня от автора», возможно даже, сама судьба, когда надо — спасающая, когда надо — карающая (кстати, актриса Ката Вебер — соавтор Корнеля Мундруцо по написанию пьесы). Но даже она оказывается бессильна перед абсурдом окружающей жизни, в которой ни одному из героев не выжить.

Конечно, тема дома умалишенных как отражения безумия жизни не нова — вспомним хоть «Записки сумасшедшего» Гоголя или «Палату № 6» Чехова. Но в современном искусстве она особенно актуальна. Пресс нынешнего общества, в том числе так называемого демократического, на личность, похоже, вовсе не смягчился, а наоборот, стал только более жестким. Во всяком случае, именно такого мнения о сегодняшней Венгрии придерживается Корнель Мундруцо. Для него она даже более тоталитарна, чем Венгрия времен социализма, а диктат законов Евросоюза суровее, чем опека бывшего «старшего брата» — СССР.

Ну и, как всегда, дело в деталях. С самых первых секунд, когда доктор Сотмари, стоя рядом с Дорой, представляется зрителям: «Вот я. А вот моя правая рука» — и демонстрирует эту самую руку, и только потом показывает на медсестру: «Хотя моя настоящая правая рука — слева», — становится и смешно, и страшновато от этого юмора с сумасшедшинкой. Когда Дора, которой в этой дыре некуда девать свою молодость и женственность, танцует вальс-бостон с пустой каталкой, ты тем больше очаровываешься ею, чем безнадежнее ее порыв.

Кстати, о вальсе. Мундруцо, обожающий музыку, имеющий в послужном списке постановки «Кольца нибелунга» и «Летучей мыши», не был бы самим собой, если бы музыкальные ритмы не играли в его спектакле важнейшую роль. Именно они задают темп, который не ослабевает все два часа. А лейтмотивом служит знаменитый вальс Штрауса «Венская кровь», раскрывающийся самыми неожиданными сторонами — от напоминания об опереточной карьере Мерседес до педалирования слова «кровь», которой в этом трагифарсе немало.

Остроумна и символична конструкция сцены: на верхнем ее ярусе время от времени высвечивается душевая, в которую поочередно, а то и компанией поднимаются герои, чтобы отмыться хоть от каких-то пакостей жизни. Этакое чистилище над адом-палатой — но места для рая в этом устройстве мира уже нет.

Органично для Мундруцо и внедрение элементов кино, когда на закрывшемся белом занавесе, как бы сквозь него, мы видим крупным планом видеопроекцию того, что происходит в потаенных уголках сцены.

Не все показалось в равной степени убедительным. Если первое явление моющейся под душем обнаженной Доры произвело эффект «ах!», то затем обильное трясение куда более пожилыми персонажами дряблыми ягодицами и прочими отвисающими частями тела выглядело скорее назойливым эпатажем. Не совсем понятно, зачем авторам понадобился образ заторможенной красавицы Отиллии: если у остальных героев конфликт с жизнью прописан ясно, то тут он остался тайной, по крайней мере для автора этой заметки. Может, так олицетворена депрессивность, присущая, как принято считать, венграм вообще?

Но все, повторю, искупается задором и темпом. А в конце, когда воскресшие уже за гранью действия герои в восхитительной полифонии запели знаменитую песню We’ll Meet Again — ностальгический и задорный гимн Веры Линн, который она исполняла по радио для британских солдат Второй мировой войны, — немалая часть зала, аплодируя, подпела артистам.

 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9433
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7135
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?