«Китайцы» понаехали

Автопром Поднебесной завоевывает один российский регион за другим

Только этой осенью салоны, торгующие китайскими автомобилями, появились в Пскове, Новосибирске, Самаре, Волгограде и Ярославле, на очереди Урал и Сибирь. Продают машины не только в крупных городах, но и в небольших населенных пунктах. Популярность «китайцев» объясняется прежде всего их доступностью. «Люди думают: о, вроде недорогая, но иностранная, значит, берем!» — говорит вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский.

Эксперты по безопасности не разделяют оптимизма покупателей. Американская компания J. D. Power провела исследование качества автомобилей на внутреннем китайском рынке. Оказалось, несмотря на то что с каждым годом удовлетворенность покупателей растет, качество снижается. Китайские машины — просто рекордсмены по недочетам: 224 дефекта на 100 автомобилей. Для примера, у японских авто только 108 дефектов, а «средняя температура по больнице» — 131.

Лидируют китайцы и в другом печальном списке: из 100 ДТП с участием авто из Поднебесной 16 заканчиваются смертью водителя или одного из пассажиров. На сегодняшний день это количество считается рекордным для всего мира.

Цена падает только вместе с качеством

Официально китайские автопроизводители появились на российском рынке в 2005-м. Дешевизна иномарок сразу привлекла покупателей, и 2006 год на рынке был назван «китайским бумом». Новый виток популярности «китайцам» пророчили в 2012-м. По данным агентства «Автостат», к этому времени их продажи догонят продажи отечественных и вырастут в 10 раз — до полумиллиона авто в год.

Ожидалось также, что за эти годы качество китайских иномарок приблизится к уровню японских и немецких. Стоимость их также должна была возрасти. Ценовой прогноз не оправдался, «китайцы» по-прежнему остаются на порядок дешевле. Что касается качества, Great Wall Hover H3 остается пока единственным китайским автомобилем, который получил четыре звезды в рейтинге безопасности по итогам краш-тестов.

«Китайцы» vs «АвтоВАЗ»

Основные покупатели китайских автомобилей — люди, которые раньше предпочитали отечественный автопром. «Китайцы» скоро задавят наш автопром. Соотношение «цена — качество» устраивает покупателей. По опциям с нашей Lada даже не сравнится», — говорит владелец автомобиля Great Wall Илья Серединов.

«Скорее всего, покупатели отдают им предпочтение, потому что они предлагают другой модельный ряд в той же ценовой категории. За те же деньги, за которые человек может купить легковую отечественную машину, можно купить, например, небольшой китайский джип», — говорит Леонид Ольшанский.

По данным Росстата, за последний год рост продаж отечественных автомобилей составил 43%. Горячие споры на тему, кто лучше — «китайцы» или «Авто-ВАЗ», продолжаются уже шесть лет. Владельцы иномарок объясняют свой выбор лучшей технической оснащенностью, патриоты российского автопрома считают наши машины надежнее.

«В „китайцах“ нет подушек безопасности, плохой пластик, это гробы на колесах», — говорит владелец Lada Priora Денис Медведков. Но сторонники «поднебесного» автопрома уверены: хуже «ВАЗа» ничего нет. «Я 20 лет ездил на наших корытах без всяких подушек безопасности. Мне нужна машина, в которой всю семью не стыдно на дачу вывезти», — отвечает владелец Great Wall Hover Геннадий Саушкин.

По мнению экспертов, те, кто выбирает китайский автопром, руководствуются не только рациональными доводами, но и эмоциями. «Психология российского человека была заложена в условиях тотального дефицита. Во многом именно поэтому формально считается, что если иностранное, значит, лучше. Если завтра к нам завезут машины из Бангладеша, многие будут считать, что они лучше наших только потому, что они произведены за рубежом», — поясняет Леонид Ольшанский.

Пахнет и дует

Владельцы китайских машин сталкиваются не только с проблемами безопасности. «Когда к нам в первый раз привезли китайскую машину, я был в шоке, — говорит владелец московского автосервиса Сергей Мишков. — На панелях были следы клея, в салоне — резкий запах формальдегида. То, что привозят сегодня, конечно, уже не так страшно, но жалоб на эти машины по-прежнему много».

По словам Сергея, чаще всего у «китайцев» летят электроника, тормозная система, замки и рулевое управление. «Зимой часто ломаются стеклоподъемники: открыв окно, не факт, что ты его закроешь. Да оно, может, и к лучшему: дышать в салоне все равно нечем», — объясняет владелец сервиса.

По мнению экспертов, недостатки интерьера и даже проблемы с безопасностью не остановят российских покупателей от погони за дешевизной и внешней привлекательностью. «К сожалению, безопасность — это последнее, о чем люди задумываются перед покупкой. Обычно смотрят на скорость, мощность, внешний вид. А вот о том, что будет с машиной в случае аварии, мало кто думает», — с сожалением отмечает Леонид Ольшанский.

«Made in China» против российского автопрома