Ирина Антонова: «Мы ютимся в страшной тесноте»

Крупнейшее художественное собрание Москвы готовится к самой масштабной за 100 лет реконструкции

Такой напряженной работы, как сейчас, в Музее имени Пушкина, по словам его директора Ирины Антоновой, не было за все послевоенные годы. Помимо выставок и ежегодного фестиваля искусств «Декабрьские вечера» музей, по постановлению правительства РФ, ожидает сложная реконструкция, которая завершится к 2015 году.

— Известно, с каким недоверием публика относится к слову «реконструкция», особенно после невероятно затянувшегося ремонта Большого и Мариинского театров.

— Вы предлагаете оставить все как есть? Судите сами: при основании музея Иваном Владимировичем Цветаевым в нем было 9 тысяч экспонатов, сейчас их 700 тысяч. У нас в запасниках в страшной тесноте хранятся вещи такого уровня, что мы могли бы сделать экспозицию в два раза больше без ущерба для её качества. Поэтому начнем со строительства фондохранилища. Я плачу не завистливыми, но горючими слезами, когда вижу прекрасные реставрационные мастерские Эрмитажа, нам нужны такие же. У нас лучшее в Москве собрание книг по искусству, но опять-таки они настолько затеснены, что многие, по сути, недоступны. Будем также строить многофункциональную аудиторию, где будут демонстрироваться фильмы, проходить конференции.

— Британского архитектора Нормана Фостера, который делает проект, критикуют за чрезмерное заглубление под землю.

— Это замечательный мастер, чья реконструкция Британского музея признана во всем мире. И он действует исключительно в содружестве с руководителем Моспроекта-5 Сергеем Ткаченко (между прочим, главным архитектором Генплана Москвы), который говорит: здесь можно уходить вглубь на 6 метров, здесь — только на 4. Когда строили подземный торговый город под Манежной площадью, никто не протестовал. Откуда же эти двойные стандарты: на коммерческих стройках можно все, на музейной — ничего?

— Говорят, реконструируемый ГМИИ приютит у себя Музей кино, после акционирования «Киноцентра» оказавшийся бездомным.

— Мы уже договорились с его директором Наумом Клейманом: их музей войдет в наш как один из отделов. Помните, ещё Эйзенштейн вел историю кино от пластических искусств. Тем более что мы, видимо, будем возвращать себе старое имя нашего хранилища: Музей изящных искусств.

— Каких выставок ждать в ближайшее время?

— Год Франции мы отметим крупнейшей выставкой Пикассо в феврале. Совсем скоро откроется выставка «Лики истории» из парижского Лувра, лондонской Тейт-галереи, Эрмитажа, Русского музея, Третьяковки: Особенно горжусь, что удалось привезти полотно «Смерть Марата» Давида. И, как всегда, мы подобрали музыкальную программу «Декабрьских вечеров».