Так получилось, что в российских музейных фондах не так много образцов британского искусства. Наши музейщики не раз делали попытки заполучить выставку неподражаемого Тернера, которого Джон Рескин называл самым совершенным пейзажистом человечества. Однако главная хранительница наследия Тернера, Галерея Тейт, пошла навстречу русским только теперь.
Как отметила посол Великобритании в России Анн Прингл, вывоз за пределы Британии картин Тернера - само по себе событие. Кстати, в Россию привезли даже удивительный автопортрет художника, которого не было на последней его выставке в Нью-Йорке. В экспозицию (до середины февраля 2009 года) вошло более 100 произведений мастера: 40 картин, 70 акварелей и две гравюры. Устроители объявили, что этот проект является самым дорогостоящим в истории Пушкинского музея. Однако назвать хотя бы приблизительные суммы наотрез отказались, лишь поблагодарив щедрых российских меценатов. Выставка включает в себя и образовательную программу: лекции крупных английских ученых, мастер-классы по изобразительному искусству, конкурс эссе среди школьников на знание жизни и творчества Тернера. Растроганный таким вниманием к британскому искусству, директор Галереи Тейт Николас Серота пообещал вскоре привезти в Пушкинский выставку никогда в России не гастролировавших музейных работ художников-прерафаэлитов.
РЕПЛИКА
Ирина Антонова, директор ГМИИ имени Пушкина:
- Выставку готовила два года большая и слаженная российско-британская команда. Тернер - подлинный авангардист в области пейзажа. Он не только предвосхитил импрессионистов, но и появление абстрактного искусства тоже. Художник буквально прорвался из начала XIX столетия в XX и XXI века. Выставка подобного масштаба - неоценимый дар российских спонсоров. В связи с мировым кризисом сейчас все дорожает: транспорт, страховки, упаковочные материалы, дизайнерские услуги. Но мы надеемся, что меценаты России и дальше будут находить возможность помогать всем нам.