Ну и что, скажете вы? Дорого, но не рекорд. "Мальчик с трубкой" Пикассо два года назад обошелся покупателю в 104 миллиона. "Портрет доктора Гаше" Ван Гога, как выяснилось еще 16 лет назад, стоит не меньше 82,5 миллиона. "Избиение младенцев" Рубенса ушло с аукциона "Сотбис" за 76,7 миллиона...
Но то - действительно великие художники, чей талант и мастерство прошли проверку столетиями. А кто такой Уорхол? Человек, на чьих полотнах изображены банки с красной икрой, этикетки кока-колы, а наряду с этим - лица Ленина, Мэрилин Монро, Жаклин Кеннеди... Как говорится, знаки эпохи, от политиков до съедобного и несъедобного ширпотреба. Или, применяя модное слово, бренды - то, что хорошо продается. В этом смысле полотно Уорхола не отличается принципиально от бюстиков Ильича, сотнями сторговываемыми с рук на Арбате. Вся разница в цене.
Просто Энди - человек чрезвычайно оборотистый, тусовочный, это его качество еще в 60-х, в самом начале карьеры Уорхола, метко определил наш скульптор Эрнст Неизвестный. Энди первым догадался внушить людям, что ремесленно нарисованный пакетик кефира может быть произведением искусства. Сам пакетик, на который ушла прорва труда множества людей, - не искусство, а вот примитивно скопированная его фотография (Энди не скрывает, что работает по слайдам) - искусство. Да еще хитро называемое - поп-арт.
Вот что важно - первым догадаться. И быть в тусовке. А уж дальше пошло-поехало...
Напомню: Ван Гог, о котором сказано в начале заметки, при жизни не продал ни одной своей картины и умер в нищете. Но Уорхола, его пропагандистов и коллекционеров это, конечно, не скребет.
АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
Ирина АНТОНОВА, искусствовед, директор ГМИИ имени А.С.Пушкина:
- Конечно, Уорхол - не то что "ослиным хвостом по холсту", как сказал когда-то об авангардистах Хрущев, свою роль в развитии искусства ХХ века этот художник сыграл. Но еще более очевидно, что значение его творчества преувеличено донельзя, до степени спекуляции.
Вообще продвижение искусства со второй половины ХХ века - поп-арт, поставангард... - очень густо замешено на коммерции. Конечно, картины и в прошлые века продавались, но все-таки они рассматривались прежде всего как предметы искусства. Теперь же во многих случаях это прежде всего предмет коммерции - то есть товар. Причем конъюнктура создается искусственно, она совершенно не отражает объективную ценность вещи. Мы же знаем, как раскручиваются некоторые новые имена. Некая формальная или неформальная корпорация пиарщиков решает "сделать из молодого художника гения". Начинается пропагандистская кампания в СМИ, на аукционах выставляются заоблачные цены, самые смелые из коллекционеров делают первые покупки, а потом уже и эти коллекционеры (понятно, влиятельные люди) включаются в психологическую кампанию по нагнетанию цен: им же выгодно, чтобы вложенный капитал рос... Вот только я не очень завидую китайскому миллиардеру, который нынче так потратился на уорхоловский портрет Мао. Сколько уже было в истории случаев, когда подобные искусственно раздутые мыльные пузыри лопались, - со временем истинная ценность искусства обязательно проявится. И лет через 50 мы или наши потомки, возможно, станут свидетелями обвала цен на произведения многих сегодняшних кумиров.