ФРИДМАН УМЕР, НО ДЕЛО ЕГО, УВЫ, ЖИВЕТ

За океаном скончался Михаил Фридман, нобелевский лауреат и основатель собственной научной школы в Чикагском университете. В школе этой учат, что свободный рынок есть главное условие эффективности, что государство из сферы производства и распределения должно уйти. Соответственно для оздоровления экономики прописывались рецепты в виде приватизации госсобственности и жесткого контроля за денежным обращением.

В свое время Фридман предложил радикальные меры по либерализации экономики и социальной сферы. Но нет пророка в своем отечестве: за 40 лет из всего пакета, где, например, были идеи приватизировать здравоохранение и пенсионную систему, американское правительство приняло только переход к контрактной армии. Зато за пределами США зерна "чикагской школы" дали всходы. Правда, не для всех радостные. Либеральные идеи в 80-е годы легли в основу политики ряда стран Латинской Америки, которые попытались прорваться в ряды индустриально развитых стран. Не получилось: в 90-е разразился финансовый кризис, который обрушил национальные валюты и отбросил их далеко назад.
В России были свои "чикагские мальчики". Программы ваучерной приватизации и либерализации торговли писались по рекомендациям советников МВФ. В итоге мы получили сгоревшие вклады, шоковую терапию. Свертывание государственной поддержки и борьба с инфляцией посредством изъятия денег из обращения привели к расцвету бартера и кризису во всех отраслях, кроме ориентированных на внешний рынок. Нефть, металлы, лес, газ стали главными статьями дохода бюджета, и от этой роли сырьевого придатка Россия не может избавиться до сих пор. В очередной раз об этом напомнит форум "Нефть. Газ. Промышленность России", открывающийся на ВВЦ на следующей неделе. Уже из названия ясно, что сегодня между нефтью, газом и промышленностью следует ставить знак равенства.
Сейчас наше государство возвращается в экономику - вспомните выкуп акций Газпрома, "Сибнефти", создание единого авиационного холдинга, альянс "оборонки" и ВАЗа. Но порой возникает ощущение, что правая рука не знает, что делает левая. Во всяком случае, финансовый блок по-прежнему пытается проводить либеральный курс. Ради борьбы с инфляцией деньги изымаются и оседают в резервах ЦБ и Стабилизационном фонде вместо того, чтобы превратиться в инвестиции и работать на российскую экономику. В общем, Фридмана нет, а дело его живет.