- Татьяна Дмитриевна, сегодняшний школьник буквально купается в информации: телевидение, домашнее видео, море информации в глобальной сети, кино, театр... Зачем ему книги?
- Все вами названное предлагает юному созданию уже готовый, кем-то приготовленный продукт: мультик, фильм, спектакль. Как в рекламе: съел - и порядок. А при чтении увлекательной книжки, как вы понимаете, ребенок сам становится участником творческого процесса: включаются воображение, фантазия. Он вместе с героями переживает события, сравнивает себя с ними, размышляет. У каждого, кто зачитывался романами Дюма, сохранилось собственное представление о том, каким человеком был, скажем, д'Артаньян. Ребята, да теперь уже и взрослые, не читавшие книги, ассоциируют знаменитого героя исключительно с актером Боярским. Чувствуете разницу? Физиологи утверждают: мозг человека от 1,5 года до 12 лет увеличивается вдвое и потом уже не растет, поэтому крайне важно, что он воспримет именно в этот довольно короткий период. Ребенок подобен губке, взрослых восхищает, как жадно он впитывает информацию об окружающем мире. Но надо помнить, что из сознания невозможно отжать, как грязную воду, все ненужное или вредное. Если вовремя не использовать огромный творческий потенциал, с которым рождается человек, то, как говорят ученые, "функция сворачивается за ненадобностью". А без нее сегодня - никуда. Во всем мире креативное, нелинейное мышление стало одним из главных требований при приеме на работу. Даже для квалифицированных представителей рабочих профессий.
- Старшеклассники, готовящиеся в вуз, одолевают буквально тонны литературы.
- Учебники, справочники, даже энциклопедии - это, конечно, хорошо. Но они не стимулируют образного мышления, не способствуют раскрытию в человеке его лучших черт. Недаром тип современного образования уже характеризуют как "возрастающий интеллект при обнищании души". Лучшим инструментом воспитания высоких чувств и мыслей всегда считалось медленное, вдумчивое чтение хорошей литературы. Прежде всего классической, воспитывающей приверженность вечным ценностям - истине, добру, человеческому достоинству. Эти понятия потому и называются вечными, что неподвластны смене эпох, политических укладов, веяниям моды. Однако социологические опросы показывают: 40 процентов российских школьников вообще не читают художественных произведений. Более того, в анкетах некоторые не стыдятся признаться, что их "тошнит от классики", что они ненавидят Пушкина, Достоевского, Чехова.
-Чем гении-то не удружили?
- Гении, как вы понимаете, ни при чем. Меня потрясло недавнее исследование: "одной из самых не читающих профессиональных групп среди россиян" оказались учителя. Гораздо меньше, чем раньше, стали читать даже преподаватели литературы. А ведь от них в большой степени зависит любовь или нелюбовь детей к книге...
- По итогам последней международной проверки функциональной грамотности школьников Россия, некогда славившаяся своим образованием, заняла 34-е место среди 40 стран. Наши 15-летние подростки не смогли подняться выше уровня начальной школы. Некоторые государственные мужи поспешили назвать подобные исследования некорректными.
- Пусть это будет на их совести. Но прежде разберемся с терминами. Функциональная грамотность - это важное свойство мышления человека, подразумевающее способность понимать мысль, закодированную в тексте, связывать между собой описываемые явления, видеть их в системе. Европейские страны давно озабочены проблемой функциональной неграмотности отдельных слоев своего населения. Во Франции, как известно, она достигает 20 процентов. У нас подобные исследования тоже проводились, но раньше о них громко не говорили. Первыми забили тревогу военные, заметившие, что уровень способностей новобранцев, которых тестировали для прохождения службы в элитных войсках, не тянет зачастую даже на стройбат.
- Как же родителю пристрастить ребенка к чтению?
-Если сын или дочь ежедневно видят вас с книгой в руках, то рано или поздно последуют вашему примеру: увлеченность заразительна. Можно начать с чтения вслух интересного отрывка, чтобы заинтриговать, заставить искать продолжения сюжета. Конечно, очень важен выбор произведений. Пушкин писал Наталье Гончаровой: "Не марай душу плохими романами". Екатерина Великая не забывала проследить, чтобы ее внук Саша, будущий император, читал "правильные" книги. Меня трогает и восхищает, как в заточении Николай II и его супруга, уже предчувствуя скорую гибель, читали вслух дочерям духовную литературу, а младшему сыну Алексею - "Морские рассказы"... В России книга всегда помогала нравственному воспитанию. Еще в ХVIII веке под редакцией Николая Новикова издавался журнал "Детское чтение для сердца и разума", спрос на него был огромен. В наши дни тоже немало периодики, адресованной малышам и школьникам. Готовятся к выходу в свет новые журналы: "Читайка", "Крылья", "Семейное чтение".
- Порой современные родители вынуждены делать выбор: купить ребенку хлеб с молоком или книгу.
- Проблему равного доступа детей к литературе могли бы решить школьные библиотеки. Сейчас их более 60 тысяч. Фонды многих за последние полтора десятилетия оскудели до крайности, их необходимо как можно скорее восполнить. Не так давно 55 тысяч библиотек получили в дар от государства по 300 томов русской классики. Но что значит одна книга Толстого на школу! Уж простите, что я все время ссылаюсь на царское время, но тогда на библиотеки из казны выделяли огромные суммы. Учиться только по учебникам было стыдно, поэтому все много читали, и качество российского образования было высоким. Кстати, до революции получить звание почетного библиотекаря было почти так же трудно, как звание академика.
Часто бываю в регионах - сколько там подвижников среди школьных библиотекарей! Ради просвещения ребятишек они жертвуют личными собраниями книг, покупают на свои деньги новые тома. И это при зарплате в 800 рублей! Дмитрий Сергеевич Лихачев как-то сказал: "Музейные работники и библиотекари - последние святые на Руси". Чтобы поддержать этих людей, супруга президента Людмила Путина стала инициатором фестиваля "БиблиОБРАЗ", который недавно проводился во второй раз.
В Чечне я познакомилась с женщиной, которая откапывала под руинами школы, пострадавшей от артобстрела, библиотечные книги. Она их реставрировала по ночам вместе со своей семьей. Ей удалось сохранить свыше 17 тысяч книг! "Если бы я этого не сделала, жизнь утратила бы смысл", - призналась мне библиотекарь с 33-летним стажем. В детском доме города Киселевска заведующая библиотекой Ирина Шахматова не только воспитывает у ребят вкус к чтению, но и помогает собирать личные библиотеки, которые они, покидая казенное учреждение, уносят с собой. "Это книги для вашего будущего дома и для ваших будущих детей", - говорит Ирина Викторовна.
Мне кажется, именно в школьных библиотеках возможно возникновение особой среды для развития творчества детей и инноваций учителей. В некоторых странах это уже поняли. Родительская общественность Южной Кореи добилась, чтобы школьными библиотеками напрямую занялось правительство. Может, поэтому дети этой страны показали лучшие результаты во время международных исследований по грамотности чтения?..
От редакции
Этой статьей мы продолжаем дискуссию о судьбе книги в жизни современного общества, начатую публикацией "Нечитающая Россия" ("Труд" от 15 ноября). Приглашаем к дальнейшему разговору писателей, библиотекарей, культурологов, читателей - всех, кому дорога книга.