РЕЧНОЙ ДОЗОР ДЛЯ КРЕМЛЯ

Если шлюзы и плотины Москвы-реки вдруг выйдут из строя, Красная площадь окажется затопленной на два-три метра. Охраняет гидросооружения как стратегические объекты специальная речная милиция столицы - подразделение Московского УВД на воздушном и водном транспорте.

Наш теплоход "Союз" отчалил от Северного речного порта столицы. Несколько минут - и мы у первого шлюза. Входим в "ванну". Осторожно, створки закрываются! Заработали моторы, приводящие в движение воду: спускаемся вниз. Открываются вторые створки, и теплоход уже в другой водной камере. Словно сошли на одну ступеньку. Вот так, по водной лестнице, идущей от Москвы, из шлюза в шлюз теплоход опускается до уровня Волги.
- Система похожа на разведение питерских мостов, - говорит мне сопровождавший журналистов при "тренировочном шлюзовании" подполковник милиции Алексей Викторов, заместитель начальника линейного управления внутренних дел на речном транспорте. - Механика старая, но надежная. Мы охраняем шлюзы с того момента, как их построили в 1936 году.
Речная милиция шлюзы бережет с особой тщательностью - как стратегический объект. Если гидросооружения московской акватории, не дай Бог, разрушатся, столица окажется во власти речной пучины. Москва превратится в Венецию. Кто-то даже подсчитал, что уровень воды, скажем, на Красной площади при этом будет достигать двух-трех метров.
В шлюзовую "ванну" заходит порой не одно судно, а сразу несколько. "Удовольствие" стоит 6 тысяч рублей. Можно пройти хоть на барже, хоть на личном катере. Цена одна. "На всех судах мы при этом проводим досмотр, - рассказывает Алексей Викторов. - Чтобы не было потом ЧП. Правда, иностранцев не проверяем. Заграничные речные суда досматриваются раньше - еще в Петербурге".
...Вокруг - ни души. Только вооруженные милиционеры, облачившись в бушлаты, стоят под мелким осенним дождем вокруг шлюза. "Наши сотрудники по периметру расставлены, - поясняет Викторов. - Посторонний, террорист и близко не подойдут".
Несколько цифр. Сейчас московское УВД на воздушном и водном транспорте обеспечивает, помимо того, что связано с самолетами, правопорядок на территориях 10 речных портов, 49 пристаней и причалов, трех речных вокзалов - на акваториях рек Москвы, Волги, Оки, Хотчи. В ведении речной милиции - гидротехнические сооружения канала имени Москвы, в том числе 11 шлюзов, 1 дамба, 4 плотины и 5 ГЭС, относящихся к объектам жизнеобеспечения столицы. Протяженность обслуживаемых водных путей составляет 2350 километров.
- Мы работаем в определенных рамках. Все, что за забором, - уже не наше, там - территориальная милиция, - продолжает Алексей Алексеевич. - Но и здесь забот хватает - кафе, палатки, ресторан на речном вокзале - все это наши объекты. Но, бывает, пресекаем правонарушения и непосредственно на воде. Так, наши оперативники раскрыли, например, убийство матроса теплохода "Феликс Дзержинский". 19-летние ребята что-то не поделили. Матрос зарезал ножом своего сослуживца, а тело за борт выбросил. Капитан теплохода тут же сообщил нам, мы вызвали водолазов МЧС, труп достали. По горячим следам выявили и задержали убийцу.
После взрыва на Пушкинской площади речная милиция тоже перешла на усиленный режим. За время очередного этапа операции "Вихрь-антитеррор" в дежурные части линейного УВД на речном транспорте доставлены сотни правонарушителей. Но на сами шлюзы, к счастью, никто не покушался.
Поплавав по московской акватории, возвращаемся в Северный речной порт. На здании вокзала - пятиконечная звезда. Да непростая. Речники рассказывают, что ее сняли со Спасской башни Кремля еще в 1937 году, когда обновляли кремлевские звезды. В звезде речников тоже были рубины, но, говорят, их давно уже выклевали ненасытные птицы. Историческое украшение играет еще и роль флюгера. Но никакие ветры, увы, не помогают пока речникам: вокзал их ни разу с 1937 года, когда и был построен, не ремонтировался. И денег на реконструкцию до сих пор нет.