На российский экран выходит «Анора» - фильм-победитель Каннского фестиваля
Не исключено, что помимо «Золотой пальмовой ветви» фильм получит еще и с полдюжины номинаций на «Оскар». Это сугубо американский проект, но нашей публике он интересен во многом потому, что в нем снялись звезды российского кино: Юра Борисов, Марк Эйдельштейн, Алексей Серебряков, Дарья Екамасова. И едва ли не половина диалогов в картине звучит на смачном (в нашем прокате особенно колоритную лексику пришлось запикивать) русском языке.
Снял фильм Шон Бэйкер — режиссер независимых фильмов из жизни американских маргиналов, в том числе, безымянных служителей секс-индустрии. К таковым относится и главная героиня фильма Анора, она же Эни (восходящая звезда американского кино Майки Мэдисон), у которой есть отдаленные русские корни. Девушка работает танцовщицей в стриптиз-клубе, в свободное время подрабатывает эскортом. Однажды в клуб наведается 21-летний мажор Ваня (Марка Эйдельштейна уже сравнивают с Тимоти Шаламе) — сын русского олигарха. Он хочет, чтобы ему нашептывали нежности на родном языке (с английским у него не очень), и потому для приватного танца в уединенной комнате Иван выберет русскоговорящую Эни.
Девушка постарается, получит щедрый гонорар за резинку трусиков. Через пару дней Иван пригласит ее для скоротечных утех в свой роскошный особняк, потом арендует ее услужливое тело на неделю, затем пригласит вместе с ватагой друзей отметить Новый год. А потом в пылу нескончаемых кутежей и сексуальных забав, приносящих взаимную радость, предложит выйти за него замуж. Дескать, она ему нравится, а еще благодаря женитьбе он получит американское гражданство и сможет отвязаться от опеки постылых предков. Для Эни, которая привязывается к непутевому Ивану, весело прожигающему деньги отца, это означает еще и стремительный взлет на социальном лифте: из подвала — и сразу на сто первый этаж элитного небоскреба...
До поры до времени фильм напоминает популярную у нас «Красотку» и другие картины про восхождение замарашки-Золушки к вершинам житейского благополучия. Но там, где иной фильм мог бы закончиться хэппи-эндом, «Анора» только начинается. Новость о женитьбе Ивана на проститутке доходит до России. Взбешенные родители отпрыска (Алексей Серебряков и Дарья Екамасова показывают класс даже в небольших эпизодах) насылают на молодоженов своих подручных во главе с армянским священником (Карен Карагулян), который присматривает в Америке за Иваном. Ведомые им громилы — неуклюжий Гарник (Ваче Товмасян) и сумрачный гопник Игорь (Юра Борисов) вламываются к молодоженам с целью немедленно аннулировать этот российско-американский мезальянс. Слабовольный инфантил Иван убегает, оставляя в заложницах молодую жену, которая даже не успела толком одеться после внезапно прерванных любовных забав со своим горе-мужем...
Стартовавшая как романтическая комедия с ярко выраженными, а порой и чересчур вольными эротическими акцентами (возрастной ценз строго 18+), картина по ходу сюжета не раз меняет свой жанр. В «Аноре» будут и дико смешные комедийные сцены, во время которых героиня отбивается от непрошенных гостей, словно разъяренная тигрица. И ночной триллер с поисками Ивана, сгинувшего в злачных недрах русскоязычного Нью-Йорка. И драматичные выяснения отношений Эни с прилетевшими из России родителями Ивана. И фарс с гримасами американского правосудия. И, наконец, неожиданный финал с находившимся в тени героем Юры Борисова, который переворачивает с ног на голову всю эту историю...
Фильм не открывает новых путей в кино, не блещет стилевыми откровениями. Он, полагаю, не войдет в историю экранного искусства, как «Сладкая жизнь» Феллини, или «Летят журавли» Калатозова, или «Танцующая в темноте» Ларса фон Триера — фильмы, победившие в свое время в Каннах и надолго определившие мировую киномоду. Но в «Аноре» есть крепко сшитый сценарий, виртуозно прописанные и зачастую очень смешные диалоги — что на английском, что на русском, что на армянском, он снят в живой, пластичной манере. И в нем с видимым наслаждением играют актеры, включая не только исполнителей главных ролей, но и какого-нибудь вышибалу в глубине кадра.
Не скажу за всех зрителей, но для меня «Анора», наполненная сюжетным драйвом, юмором, печалью, гневом, болью, финальным светом, — это 140 минут абсолютного синефильского счастья, когда большая картина пролетает, как одно мгновение. Все-таки, думается, не случайно Шон Бэйкер в Каннах обошел на повороте Фрэнсиса Форда Копполу, Дэвида Кроненберга, Йоргоса Лантимоса, Паоло Соррентино, Али Аббаси, Жака Одиара, Мишеля Хазанавичуса и стал первым американским режиссером, получившим Золотую пальмовую ветвь со времен Теренса Малика в 2011 году. При всем своем внешнем блеске и лоске «Анора» — отнюдь не пустое развлекалово. Это по-своему глубокая трагикомедийная история о взрослении героини, которая по ходу фильма начинает яростно отстаивать свое женское, человеческое достоинство, буквально зубами выгрызая право на уважение, а если повезет, то и на другую жизнь.
В сущности, это очень русское кино. Шон Бэйкер никого в фильме не осуждает, не пригвождает к позорному столбу, его взгляд на героев, на человеческую природу по-чеховски объемен, великодушен и добр. Лента призывает милость к униженным и оскорбленным, как призывали к этому Пушкин, Достоевский, Толстой, Бунин, Куприн... Даже в отверженных обществом падших женщинах, презираемых жрицах любви они старались разглядеть уязвленную и гордую человеческую душу (привет от Настасьи Филипповны, Катюши Масловой или Сонечки Мармеладовой)...
Отсвет этой великой гуманистической традиции, подхваченной в свое время Феллини с его киношедевром «Ночи Кабирии», можно увидеть и в «Аноре». Если, конечно, смотреть фильм без предубеждения, с открытыми глазами и сердцем.
Юра Борисов, актер:
— Я очень рад, что наш фильм доехал до России и будет прокатываться здесь. Когда мы снимали его, то не думали, что у него будет такой оглушительный успех. Но потом случился Каннский фестиваль и теперь все говорят про номинации на «Оскар». Когда идешь на такой фильм, то сразу возникают какие-то завышенные ожидания. Не относитесь к нему строго и предвзято, попробуйте просто насладиться им.