На главных телеканалах идут сериалы про следователей
В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают предпочтение дамам. Некоторые зрители даже возмущаются: мол, в телевизоре воцарился такой же феминизм, как в литературе конца 90-х, когда витрины газетных киосков ломились от книг Донцовой, Поляковой, Устиновой... Ну не феминизм, но что-то же за этим явлением стоит?
Наш разговор ограничим проектами, где героини работают в органах правопорядка, а не занимаются расследованиями «из любви к искусству». Поэтому проигнорируем «Даму с собачкой», в которой Елена Яковлева, блистательная Каменская в прошлом, превратилась в пенсионерку, от скуки занявшуюся отловом убийц. А также «Лютика и Анютика» — недавнюю премьеру с Ириной Розановой и Еленой Цыплаковой, которые сыграли журналистку и директора школы, в силу возраста оставивших прежние места работы и от обиды решивших попробовать себя в роли сыщиков. Дело в том, что таким персонажам позволено многое, выходящее за рамки профессиональных стандартов, и потому анализировать их поступки всерьез не представляется возможным.
Среди сотрудников разных структур МВД прекрасный пол составляет около 30%. Есть среди них немалое количество и следователей, и дознавателей. Почему же киношники все чаще останавливают внимание именно на них? Ответ и тут прост: у каналов, на одном из которых сейчас идет «Ищейка», а на другом бесконечные «Тайны следствия», женская аудитория. Ей подавай не просто «пиф-паф, ой-ой-ой», а чтобы с переживаниями и облитой слезами подушкой.
С брутальными следаками в этом смысле сложно. Их душевные муки, как правило, связаны со следующим набором: жена ушла, потому что надоело жить без вечно пропадающего на работе мужа, сын появляется урывками и совсем одичал, а от испытанного временем антидепрессанта приходится воздерживаться: шеф не любит, когда его подчиненные бухают.
У красавиц в погонах другие проб-лемы. Если их суженые слиняли, им и вовсе не расслабиться. И даже не потому, что в принципе напиться нельзя (героини всегда должны выглядеть безупречно), а как раз из-за детей, зачастую совсем непростых, таких как у Марии Швецовой из «Тайн...». Или у Васнецовой из одноименного сериала. И роман им завести труднее, чем коллегам мужского пола. И в силу проклятой занятости, и о репутации приходится думать. Вот и плачут они по ночам. Но не слишком, а то, не дай бог, утром с синяками под глазами проснешься.
Теперь о структуре. В подавляющем большинстве случаев сценарии для детективов пишутся группой авторов. Главный — хедрайтер — отвечает за развитие личной и служебной жизни героини. В его силах заставить ее страдать, присвоить ей очередное звание или снова выдать замуж. Он же «вписывает» в основную линию сюжеты с раскрываемыми в каждой серии делами, которые сочиняют другие драматурги.
Но настоящие муки начинаются у хедрайтера тогда, когда кинокомпания вдруг решает продлить сериал еще на один сезон. Он-то уже «убил» новую любовь героини, дав возможность аудитории проникнуться сочувствием; для обязательного хеппи-энда вернул раскаявшегося мужа и образумил детей; даже уволил красавицу из органов ради семейного благополучия: А тут — раз! — начинай сначала. Ладно, начальство уговорит ее вернуться, пообещав повышение в звании, но с личной-то жизнью что делать?!
Теперь что касается ляпов. Они, конечно, есть, но по-настоящему чудовищных мало. Как правило, в съемочной группе есть человек, способный вовремя дать подсказку. Например, в основу первых серий «Тайн следствия» легли романы Елены Топильской, ранее работавшей в прокуратуре. Она же была среди сценаристов 1-8-го сезонов. «Ищейка» и вовсе является адаптацией американского проекта, а заокеанские коллеги следят за правдоподобием строго.
А вот чем детективные сериалы, по мнению настоящих сыщиков, отличаются от жизни, так это тем, что в них нет бесконечной бумажной работы. Тут не надо объяснять почему — зритель сдохнет от тоски. И нужные материалы в разных организациях, едва показав удостоверение, не получишь — необходимо делать официальный запрос, согласовывая его у начальства. Есть одна распространенная ошибка, связанная чаще с мужскими персонажами. Они на задержании то и дело палят, только следователи не оперативники, носят с собой оружие крайне редко.
Но вот о чем авторам долгоиграющих женских детективов заботиться совершенно не приходится, так это о возрастных изменениях. Скажем, с момента запуска первых эпизодов «Тайн следствия» прошло почти четверть века. А сыгравшая в них Анна Ковальчук (на фото) остается такой же, как в самом начале, несмотря на два брака и двух выросших детей. И Петербург за окнами машины совсем другой, и мода иная. Только Швецова неизменна. Закон жанра!