Программу из мировых опер и оперетт «лучший, но опальный» певец завершил самой знаменитой русской песней
В четверг в Москве, точнее в подмосковном Крокус Сити Холле состоялся единственный концерт Пласидо Доминго. Долгожданный и интригующий особенно в нынешней ситуации, когда на Западе, в первую очередь в Америке, делаются попытки скомкать одну из самых блестящих артистических карьер современности. Оправдавший многие надежды, хотя кое в чем разочаровавший.
Прежде всего – никуда не делась потрясающая харизма маэстро. Хотя поет он уже в баритоновой тесситуре (Ди Луна из «Трубадура», Макбет, Жерар из «Андре Шенье», Гульельмо из «Так поступают все женщины», а еще оперетты, где понятие «тенор» лежит звуковысотно пониже, чем в опере, и их испанская разновидность – сарсуэлы). Но звучит не баритоновым, а все-таки своим, неповторимым теноровым тембром. Иногда на долю секунды голос чуть подводит, откликается мгновением позже, чем следовало бы – 78 лет за плечами не спрячешь, но несет этот груз артист достойно и с улыбкой, вполне заразительной.
Приглашенные им в программу молодые российские звездочки оставили разное впечатление. Обе, и мариинское сопрано Оксана Шилова и дюссельдорфское меццо Мария Катаева (на самом деле девушка тоже воспитанница Петербургской консерватории), внешне очаровательны, артистичны, сценичны, ручкой махнут – дух занимается, по крайней мере, мой, мужской. В арии царской невесты Марфы Оксана трогательна, но не мешало бы почистить интонацию. Голос Марии (второй приз на конкурсе «Опералия» этого года) звучит увереннее, с арией Золушки огневая дива расправилась прямо-таки лихо, по куражу вполне сравнимо даже с ЧечилиейБартоли, но пока еще не по бриллиантовой отточенности интонации. Думаю, у девушки еще многое впереди, ведь нынче было лишь первое ее выступление на российской сцене после 9 лет накапливания сил в Дюссельдорфской опере.
Пласидо-младший, спевший пару полуэстрадных номеров, тоже достойно пронес крест хорошо обученного, притом понимающего свое скромное место сына великого отца. Естественно вписался в эту солнечную систему Доминго наш Юрий Башмет, то дирижировавший пением славного гостя, то сам работавший как альтист (Ноктюрн до-диез минор Чайковского) под дирижерскую палочку дона Пласидо, чей дирижерский стаж на самом деле не намного меньше вокального.
Приятное впечатление вечера – дирижер Юджин Кон, взявший на себя основную аккомпаниаторскую нагрузку и очень темпераментно сыгравший с оркестром Башмета «Новая Россия» увертюры Верди, Хименеса и пр. Ради этого можно забыть рассыпающийся, будто плохо закрепленная фреска, звук в самом первом номере программы – увертюре к «Севильскому цирюльнику»: то была стартовая притирка музыкантов друг к другу и непростой микрофонной акустике Крокус Сити Холла.
Еще несколько слов о Крокусе: зал, конечно, красивый и уж точно более доходный, чем любая из филармонических площадок. Но публика там – туши свет. Огромной ее части что Доминго, что Пупкин – по барабану: толпами опаздывают на двадцать минут, на полчаса, нимало не смущаясь шагают по ногам более дисциплинированных зрителей к своим креслам.
Но не будем слишком фиксироваться на плохом – хорошего все же было больше. На пресс-конференции позавчера нам пообещали и сюрпризы. Я по наивности, увидев в программке название «Царская невеста», решил даже, что дон Пласидо вслед за «Евгением Онегиным» и «Пиковой дамой» освоил и эту великую русскую оперу с ее классной баритоновой ролью Грязного. Нет, так далеко на русскую почву энтузиазм Доминго не распространился. Сюрприз оказался проще, но тоже неотразимо мил: все участники программы собираются на финальный бис и вместо непременной доминговской «Гранады» раздается – «Не слышны в саду даже шорохи».Маэстро не отстает от русских коллег, разве что, в отличие от них, напряженно смотрит в нотную папку, но зато как кантиленно, пусть и со зверским акцентом выводит: «Что ж ты, милая, смотришь искоса, низко голову наклоня»…
На пятиминутном брифинге уже у выхода из Крокуса Доминго признался, что поет «Подмосковные вечера» впервые, но знает и любит эту мелодию давно, и исполнить ее сегодня было именно его идеей…
Отдадим должное нашей прессе: ни на прессе-конференции, ни на брифинге гостя не мучили вопросами о секс-скандале. Хотя знаю, что руководители некоторых изданий жестко требовали от своих журналистов припереть-таки маэстро к стенке и выяснить, как он дошел до жизни такой и что дальше намерен в этой жизни делать. Но то ли времени не хватило, то ли аура после двух с лишним часов сценической работы артистов расположила к другому… И слава богу. Доминго со всей очевидностью окружала такая любовь коллег и публики, что любые расспросы в сторону от музыки воспринимались бы минимум бестактностью, а на самом деле и кощунством. Оставим все эти «прекрасные» выплески американским активист(к)ам, за которыми, попадись им Доминго на пути, не заржавеет. Это ведь там, в Штатах, у певца отменился концерт в Сан-Францисской опере, порвались контракты в операх Лос-Анджелеса и Нью-Йорка. В «отсталой» Европе, России в том числе, в театры и концертные залы пока еще ходит публика, любящая музыку, а не феминистский бред.
Ну и о пого… то бишь о ценах. Они на сей раз были немаленькими, от семи до шестидесяти тысяч рублей, но слухов о спекуляциях, подобных тем, что сопровождали концерт Анны Нетребко полуторагодичной давности, до меня пока не доходило. Если и не дойдет, то это будет серьезный плюс организаторам – Бомонд Менеджмент Груп и Moscow Show, а их пресс-службе могу высказать комплимент прямо сейчас: такого четкого и быстрого обеспечения журналиста всем необходимым для работы не встречал давно.