Можно ли убежать от транспортного налога
Федеральная налоговая служба отчиталась о завершении рассылки уведомлений об уплате транспортного налога. В этот раз выставленные к оплате суммы должны порадовать владельцев роскошных автомобилей — для них ставки налога cнижены. Зато были отменены некоторые налоговые льготы. Рассказываем, кому и в каких случаях можно снизить или вовсе не платить транспортный налог, а кому придется раскошелиться.
Владельцев автомобилей оповещали двумя способами — заказными письмами через «Почту России» и с помощью электронных уведомлений в личных кабинетах на сайте ФНС Гос-услуги. Если документ где-то затерялся, водители могут обратиться за ним в любую налоговую инспекцию или МФЦ. Осталось не так много времени — до 2 декабря налог должен быть оплачен, иначе начнут капать пени.
Квитанции об оплате налога были выписаны тем, у кого есть автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и машины на гусеничном ходу. Нынче закон не распространяется на легковушки, специально оборудованные для людей с ограниченными возможностями, автомобили мощностью менее 100 л. с., полученные через соцзащиту, а также на тракторы, комбайны, всевозможные спецмашины вроде молоковозов, если они зарегистрированы на сельскохозяйственных предприятиях и используются по профилю. Не начисляется налог на машины спецслужб и авто, числящиеся в угоне.
Например, для малолитражки в Москве ставка налога составит 12 рублей на лошадиную силу. Допустим, у Hyundai Getz один владелец, мощность — 75 л. с., а налог начисляется за полный год. В этом случае итоговая сумма составит 900 рублей.
Повышающий коэффициент применяется к тем автомобилям, стоимость которых составляет от 3 млн рублей. Еще в прошлом году за машины стоимостью 5 млн рублей налог приходилось платить в полуторном размере, но в этом году повышающий коэффициент для авто, цена которых составляет от 3 до 5 млн, снизили до 1,1. На тачки стоимостью до 10 млн установлена двойная ставка, еще дороже — тройная. То есть за Mercedes-AMG GT, стоимость которого переваливает за 10 млн, а количество лошадиных сил — за 500, налог составит около 300 тысяч рублей.
Среднюю стоимость автомобилей по специальной методике определяет Минпромторг. Недавно ведомство опубликовало список, в котором стало значительно больше моделей, отнесенных в категории «от 3 до 5 млн». Всего таких моделей на сегодня 1223.
Если владельцы люксовых авто в этом году будут платить меньше, чем прежде, то грузоперевозчикам, наоборот, придется дополнительно раскошелиться. Перестала действовать федеральная льгота для организаций, которая позволяла уменьшить налог для фур массой более 12 тонн на сумму, которая была уплачена через систему «Платон». Через эту систему, как предполагается, владельцы дальнобоев возмещают государству вред за попорченные федеральные дороги. Отныне зачесть оплату в сумму транспортного налога нельзя.
В 2019 году, как и в предыдущем, в федеральных ведомствах и Госдуме продолжалась дискуссия по поводу возможной отмены транспортного налога. Депутатский комитет по бюджету и налогам настаивает, что этот налог следовало отменить еще семь лет назад, когда ввели акцизы на бензин.
В Федерации автомобилистов России отмечают, что автовладельцы просто не понимают, за что именно они платят. Если речь идет о содержании автодорог, то каким образом мощность двигателя связана с интенсивностью эксплуатации дорожной сети и почему расчет строится на мощности машины, а не, например, массе или пробеге? Почему при одинаковой мощности владельцы автобусов и грузовиков платят меньше, чем те, кто ездит на легковушках? Почему для гидроциклов ставки выше, чем для яхт? Как сбор на строительство новых дорог налог тоже вызывает недоумение, ведь потребители должны оплачивать только то, что в действительности получают.
Спикер Совфеда Валентина Матвиенко предлагала отменить транспортный налог, а компенсировать потери бюджета очередным повышением акцизов на бензин. Но Минтранс отстаивал необходимость введения экологического сбора вместо транспортного налога. Был ряд инициатив по освобождению от налога небогатых россиян, покупающих старенькие авто, но где там! Дискуссия продолжается, однако радикальных перемен ожидать не приходится. Завязли в согласованиях даже законопроекты о налоговых льготах для владельцев электрокаров.
Что же делать тем, кому транспортный налог ощутимо бьет по карману? Использовать законные способы для снижения ставки или получения налоговых льгот. Например, поставить автомобиль на учет в другом регионе. В разных субъектах РФ ставки разные. Сравните Москву и Крым — разница колоссальная! Значительно ниже транспортный налог в Магаданской, Томской и Иркутской областях, а также в Ингушетии.
Есть смысл изучить список льготников, кому в отдельных регионах полагается скидка в 50% при оплате транспортного налога. Если у вас в семье есть пенсионеры, инвалиды I и II групп, имеет смысл оформить автомобиль на них. Налог можно снизить для семей, в которых три и более детей, послабления действуют для фермеров.
Побеспокоиться о транспортном налоге следует и владельцам лодок. С начала 2020 года вступят в силу изменения, согласно которым транспортный налог будут начислять на все, что зарегистрировано в Реестре маломерных судов, даже если это весельные лодки и моторки с двигателем до 5 л. с. Однако, согласно Кодексу внутреннего водного транспорта РФ, суда массой до 200 кг и мощностью до 10,88 л. с. не подлежат обязательной регистрации. Так что владельцы таких лодок могут просто сняться с учета, обратившись в ГИМС, и ничего не платить.