Боимся отдыхать онлайн

Лишь 7% россиян готовы бронировать билеты или отель онлайн

По мнению экспертов, они просто боятся или ленятся оформлять услугу через интернет. А тем временем онлайн-бронирование туристических услуг в странах Европы или США популярнее в разы.

Так, в Европе доля туристов, которые планируют отдых онлайн, составляет 30%, в США — 60%. А в России к помощи интернета не прибегает и десятая часть.

В то же время нельзя сказать, что в нашей стране бронируют онлайн чрезвычайно редко и только самые продвинутые путешественники. По данным сервиса поиска авиабилетов и бронирования отелей Momondo.ru, с марта 2010 года количество желающих распланировать путешествие с помощью Сети увеличилось в пять раз. А за последний год в Рунете запустилось более десяти туристических онлайн-агентств.

Нелегкий онлайн

Тем, кто не желает стоять в очередях или ехать в турагентство с «мешком» денег, нужно иметь всего две вещи. Первое — это быстрый интернет. Почти все сайты, где можно забронировать отель или билет онлайн, не имеют мобильной версии, и воспользоваться ими с медленным интернетом или с мобильного телефона очень сложно.

В Momondo.ru подтверждают: географически львиная доля пользователей туристических онлайн-агрегаторов приходится на Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Новосибирск. Это может быть обусловлено и низкой интернетизацией регионов. Кроме того, оказывают влияние и сложности, связанные с самостоятельным оформлением виз и дополнительными затратами на перелет из регионов в Москву и Санкт-Петербург — пункты отправления большинства международных рейсов.

Второе важное условие для онлайн-бронирования — это банковская карта, благодаря которой турист сможет оплатить отель или билет. Ведь одно дело — забронировать билет в «Аэрофлоте» или РЖД и оплатить его наличными накануне поездки, а совсем другое — забронировать отель на Сейшелах или рейс авиакомпании «Люфтганза».

Сложно быть самостоятельными

«Услуги по бронированию он-лайн у нас предлагают не так давно. А доля тех, кто бронирует, растет ежегодно на 40–50%», — говорит пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. Она уверена: чтобы организовать отдых, турист должен знать очень много. Он должен быть продвинутым пользователем, а также разбираться в специальных обозначениях. А иначе как определить, например, какие номера предлагает отель?

Кроме того, у того, кто планирует поехать отдыхать самостоятельно, должна быть виза. Получить ее не так просто — далеко не все могут с первого раза заполнить анкету, да и для стояния в очередях нужно время. И наконец, чтобы выбрать хороший отель, надо изучить массу данных, прочитать всю информацию на сайте отеля, просмотреть форумы. А если отель не имеет достаточно отзывов от русскоязычных пользователей? Тогда нужно проанализировать информацию о нем на иностранном языке.

Массовому туризму онлайн не нужен

И так небольшое количество отдыхающих, которые бронируют билеты и отели онлайн, в России растет медленно и из-за предпочтений наших соотечественников.

«Не всегда бронировать в Сети выгоднее. Возьмем, например, массовые направления — Турцию или Египет. Там у крупных операторов в отелях большие квоты и, соответственно, хорошие цены. Прямому клиенту отель такие цены не предложит», — уверена Марина Макаркова, пиар-директор компании Tez Tour.

Дальше — перелет. В эти страны почти все рейсы — чартерные, их заказывают операторы под свои программы, на которые нет акций, как на рейсы регулярных перевозчиков. Получается, что тур, купленный самостоятельно в эти страны, обходится дороже.

Тем не менее, по прогнозам участников рынка, количество «интернетчиков» среди путешественников будет расти. Но, по словам Ирины Тюриной, оно все же достигнет своего потолка — пользоваться онлайн-услугами будут только те туристы, которые знают язык и имеют визу. Скорее всего, они планируют свой отдых в каком-то конкретном месте и отеле, причем в экзотической стране. Но параллельно числу самостоятельных туристов будет увеличиваться количество и тех, кто уже съездил «онлайн» и больше не хочет — слишком много усилий пришлось приложить при подготовке. Или сам отдых не понравился, а жаловаться, кроме как на себя, не на кого.