20 октября Белоруссия установит единый курс национальной валюты. Это еще одна попытка привлечь помощь России. Девальвация национальной валюты не спасла, и сейчас последняя надежда на международные кредиты.
Белорусы с недавних пор исчисляют свои доходы в миллионах — средняя
В четверг, 20 октября, Национальный банк Белоруссии отменит дополнительные сессии торгов валютой на бирже, благодаря которым определялся рыночный курс белорусского рубля. Допсессии были введены 15 сентября в надежде, что рыночный курс перестанет безнадежно отрываться от официального. Но баланса не вышло. За две недели рубль обесценился на 20% — до 9 тысяч за 1 доллар.
Но экономисты в это не верят. «Минск всеми возможными способами будет стараться удержать курс в пределах 12 тысяч рублей за доллар», — говорит «Труду» замдекана факультета Мировой экономики и политики ВШЭ Андрей Суздальцев. До конца года, по оценкам экспертов, рубль потеряет еще 30% своей цены.
«В Белоруссии — гиперинфляция, официальные данные говорят о 75% с начала года, но реально речь идет о 300%. Высокие инфляционные ожидания вынуждают власть прибегать к сеньоражу», — констатирует белорусский экономист Леонид Заико. Иными словами, правительство увеличивает наличную, безналичную денежную массу, удешевляет кредиты, что увеличивает темп инфляции, но служит дополнительным источником дохода для государства и позволяет повышать соцвыплаты.
Тем не менее положение населения только ухудшается. «Реальный доход граждан сократился вдвое», — говорит профессор Российской экономической школы Константин Сонин. В результате в Россию скоро хлынут мигранты из Белоруссии. «Все, кто сможет уехать на заработки, уедут. Скоро россияне за 150–180 долларов смогут нанимать белорусских профессоров и докторов наук няньками и репетиторами», — считает Леонид Заико.
Но что будет с теми, кто не может эмигрировать? Через полгода власти могут столкнуться с проблемами выплаты пенсий и зарплат бюджетникам. Белорусское правительство наступает на горло собственной политике ради получения кредитов. Россия по линии ЕврАзЭс еще в октябре обещала перевести 440 млн. долларов на белорусские счета в рамках кредита в 3 млрд. долларов. Но вот уже середина октября, а долгожданных денег нет.
Поэтому Белоруссия решилась ввести единый курс рубля с 21 сентября, что было одним из условий кредитования Москвой. Кроме того, Минск рассчитывает на поддержку МВФ. Там, правда, все сложнее — требования фонда трудноисполнимы. Но даже если международные кредиторы посочувствуют и вмешаются, денег хватит на полгода, считает Андрей Суздальцев. «Как деньги закончатся, за дело примутся минские дипломаты. Им необходимо вытребовать экономические преференции от России, ЕврАзЭс, Таможенного союза», — говорит он. Только не ясно, на какие еще особые условия власти могут рассчитывать. Ведь Россия и без того в сентябре предоставила терпящему бедствие соседу скидку на газ.