ЧТО ПОКАЖЕТ СЧЕТЧИК?

Что-то у нас "искрит" замена счетчиков электрической энергии. В редакционной почте рассерженные читатели жалуются на неправомерные, с их точки зрения, действия энергетиков. Так кто же обязан платить за новые приборы учета? Как считать киловатты, если счетчик неисправен? На эти и другие проблемы свет прольет адвокат Ольга Боброва

СТРОКА ЗАКОНА
"НЕПРАВИЛЬНЫЙ" ПРИБОР
"Я купил счетчик, чтобы мне его заменили. Но и жэк, и "Росэнерго" отказываются это делать, хотя у меня муниципальное жилье. Правильно ли это?"
Д. Иванов, Самара
Вы, к сожалению, не приводите мотивов отказа. Также не уточняете, в какой форме, письменной или устной, вы обращались в эти учреждения. Еще раз напоминаем, что к чиновникам следует обращаться только в письменной форме, копии заявлений нужно сохранять до решения той или иной проблемы. Единственно, что может послужить причиной отказа, - это то, что вы приобрели "неправильный" счетчик. Для учета электрической энергии используются приборы учета, типы которых утверждены федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии и внесены в государственный реестр средств измерений. Это может быть единственной правомерной причиной отказа.
Гарантирующий поставщик на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивает за их счет установку, замену, а также обслуживание приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей. Это положение зафиксировано в п. 140 "Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики". Вы можете возразить, что не заключали никаких договоров с энергетиками. Однако и это в Правилах предусмотрено. Там сказано, что действие договора энергоснабжения с гражданином-потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или незаключения договора в письменной форме. Наличие заключенного с гражданином-потребителем договора подтверждается документом об оплате гражданином потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение данного потребителя. Договор считается заключенным с даты, соответствующей началу периода, за который произведена первая оплата электроэнергии. А в договоре ясно сказано, что Гарантирующий поставщик (Энергоснабжающая организация) обязуется за счет Потребителя обслуживать приборы учета, по показаниям которых осуществляются расчеты с Потребителем, в случае если Потребитель, в чьей собственности находятся указанные приборы учета, откажется самостоятельно осуществлять их обслуживание. Поэтому советуем подавать заявления в письменной форме, ссылаясь на вышеприведенные нормы законодательства.
РАСЧЕТЫ
ПОЧЕМУ С МЕНЯ БЕРУТ АВАНСОМ?
"У меня счетчик на лестничной клетке, но сейчас с меня берут за электроэнергию без показаний счетчика. Почему? Я живу в приватизированной квартире. Разъясните поподробнее этот момент".
А. Базыкин, Киржач
Вообще-то этот момент следует выяснять с электроснабжающей организацией, а мы можем только догадываться, что ваш поставщик имеет в виду. При условии, что у вас исправный счетчик, может быть применена схема авансовых платежей. Гражданский кодекс Российской Федерации, регулируя отношения по договору энергоснабжения, в статье 544 устанавливает, что оплата производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено законом, правовыми актами или соглашением сторон. При этом не исключена возможность установления оплаты энергии с применением авансовых платежей. Вам предлагается сделать авансовый платеж, но оплачивать его в обязательном порядке никто заставить не может, если сами вы на это не согласны. Утвержденный правительством Российской Федерации Порядок расчетов предусматривает, что при авансовых платежах за электроэнергию в платежках, выставляемых энергоснабжающими организациями, должны учитываться суммы произведенных потребителями авансовых платежей. По окончании расчетного периода оплата производится за фактически принятое потребителем количество энергии в соответствии с данными учета энергии. Еще раз вам напоминаем, что отношения по оплате электроэнергии надо выяснять с энергоснабжающей организацией.
ПОЧИНКА
КТО ОТВЕТИТ ЗА ПОЛОМКУ?
"В 2000 году нам установили новый электросчетчик. Через год он сломался. Теперь Мосэнерго давит на нас, чтобы мы меняли счетчик. Правильно ли это?"
Л. Михеева
Мосэнерго в этом случае поступает правильно и даже - в ваших интересах. В ваши обязанности, как потребителя электроэнергии, входит обеспечивать сохранность и целостность прибора учета. Если точки присоединения энергопринимающего устройства потребителя не оборудованы соответствующими приборами учета, определение объема потребленной электрической энергии и объема оказанных услуг осуществляется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам. То есть вы будете без счетчика платить гораздо большую сумму: считать будут по нормативам потребления да еще по коммерческим расценкам. Что же касается вашего сломанного счетчика, то у приборов существует гарантийный срок. Он у вас сломался через год после приобретения. Вот тогда и надо было предпринимать какие-либо действия: либо ремонтировать его по гарантии, либо отнести его в магазин. А по прошествии 7 лет об этом говорить уже поздно.
УСЛОВНЫЕ КИЛОВАТТЫ
ВОТ ТАКАЯ АРИФМЕТИКА
"Раньше мы платили за электроэнергию по показаниям индивидуального электросчетчика. С февраля 2007 г. оплату требуют производить по присылаемым счетам. В них сверх потребленной энергии указываются условные кВт, которые нас обязывают оплачивать. Исчисляются они так: из показания общего домового счетчика вычитают суммарное количество потребленной энергии всеми квартирами, и эту разницу раскидывают по количеству квартир. Является ли это законным?"
Андрей Кузнецов
Вы не уточняете, находится ли квартира в вашей собственности. А от этого и зависит ответ на ваш вопрос. Дело в том, что если вы являетесь собственником квартиры в многоквартирном доме, то вам принадлежит на правах общей долевой собственности механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Это устанавливает часть 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ.
Поэтому если вы собственник, то это законно.
ПРЕТЕНЗИЯ
ДЕЛО - В КЛАССЕ
"Нам сказали, что счетчики старые, надо менять за наш счет, а я слышал, что если он установлен на лестничной клетке, то за это платит жэк. Причем ссылаются на распоряжение правительства, что если в течение месяца мы не заменим счетчик, с нас будут брать 300 рублей и без него. Правы ли они?
Сергей Кравцов, Свердловская область
Ваш счетчик может стоять хоть в подвале или на чердаке. Вопрос в том, кто является собственником квартиры. Если вы, то и счетчик принадлежит вам, так как он ведет учет электроэнергии, которую вы потребили. Теперь к вопросу о замене счетчиков. Сейчас это происходит везде и всюду. Почему? Выдача предписаний на замену приборов коммерческого учета электроэнергии обусловлена требованием п.141 "Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", утвержденных постановлением правительства Российской Федерации N 530 от 31 августа 2006 года. Там указано следующее: "Для учета электрической энергии гражданам-потребителям, а также иным потребителям, присоединенным к электрическим сетям напряжением 0,4 кВт и ниже, используются приборы учета класса точности "2,0" и выше..." Таким образом, у тех граждан, у которых установлены приборы учета классом точности "2,0" и выше (здесь более высокими классами точности являются приборы учета классом точности - "1,0"; "0,5" и "0,5S"), им нет необходимости их менять. У тех же, у кого установлены приборы учета классом точности "2,5", необходимо их заменить. За чей счет? В п. 139 выше-указанных правил говорится: "В случае установки прибора учета в жилом помещении его сохранность, целостность и обслуживание обеспечивает собственник (наниматель) жилого помещения, если иное не установлено соответствующим договором". В п. 140 - "Гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация или сетевая организация на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивает за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (поверку, калибровку, замену) приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей, если гражданин-потребитель не заключил договор на установку и (или) обслуживание его прибора учета с иным лицом..." То есть во всех случаях оплата счетчика связана с правом собственности на жилье.
Что же касается оплаты в будущем по 300 рублей в месяц, то вышеназванными Правилами предусмотрено следующее. Для определения объема потребления электрической энергии гражданами-потребителями в отсутствие приборов учета применяются нормативы потребления коммунальных услуг электроснабжения, установленные в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Делаем короткие выводы. Если вы собственник жилья, вы обязаны заменить свой прибор учета электроэнергии за свой счет. Если вы этого не сделали в обусловленный срок, с вас будут брать оплату по нормативам потребления, которые действуют в вашем регионе.