Букмекеры ставили в этом году на новозеландца Ллойда Джоунса с романом "Мистер Пип", повествующим о девочке, увлеченной романами Чарльза Диккенса на раздираемом войной острове Бугенвилль в Тихом океане. В этом романе сошлись воедино политическая актуальность, психологическая точность и незаурядное литературное мастерство автора, его тонкий стилизаторский дар, но жюри во главе с директором Лондонской школы экономики Говардом Дэвисом его "пробросило". Не заметило оно и романа "На Чезильском пляже" известного писателя Иэна Макьюэна, который в 1998 году уже становился букеровским лауреатом за роман "Амстердам". Увы, именитые авторы остались в этот раз ни с чем, а все лавры достались 45-летней писательнице из Ирландии, которую все считали "серой мышкой" в списке букеровских кандидатов.
Между тем Энн Энрайт - имя в литературе если и не самое громкое, то во всяком случае вполне достойное. Она родилась и проживает в Дублине. Литературу изучала в Университете Восточной Англии, затем шесть лет работала телевизионным продюсером, где приобрела немалый жизненный опыт. Свою первую книгу "Небольшая статуя Мадонны", составленную из рассказов, опубликовала в 1991 году. В 1995 году вышел в свет ее, пожалуй, самый известный на сегодняшний день роман "Парик моего отца", номинированный на национальную премию "Айриш таймс". Эта книга была издана во многих странах, в том числе и в России. С тех пор Энрайт примерно каждые два года выпускает по новой книге ("На что ты похож", "Удовольствие Элизы Линч", "Создавая детей: тернистый путь к материнству", демонстрируя крепнущее литературное мастерство.
Объявляя во вторник вечером о присуждении Энрайт Букеровской премии за роман "Собрание", повествующий о драме трех поколений большой ирландской семьи, Говард Дэвис признался журналистам, что этот выбор дался жюри нелегко. Тем не менее он признал Энрайт настоящим романистом, новое произведение которого производит глубокое впечатление. По его словам, эта сага о любви и ненависти, сексуальных порывах, семейных тайнах, оживающих воспоминаниях написана живым, ярким языком и стоит того, чтобы ее читать и перечитывать. Лучшей рекомендации для писателя, пожалуй, и быть не может.