ХВАТИТ НАЛЕГАТЬ НА ОСЕТРИНУ!

Теперь нарушителей природы будут больнее бить рублем. Построил гражданин баньку в особо охраняемой природной зоне - штрафанут на 10 - 20 МРОТ (минимальный размер оплаты труда), а с юридического лица сдерут до 600. За уничтожение первоцветов или расстрел амурских тигров штраф соответственно вырастет до 25 и до 5000 МРОТ. За нарушение правил рыболовства - например, истребление осетра, незаконный вылов краба - браконьера накажут на 10 - 20 МРОТ, юридических лиц - на 1000 - 2000, что в десять раз больше прежнего.

Наверное, борцам с подмосковными коттеджами в водоохранной зоне будет проще прищучить дачников, покусившихся на заповедные земли. Что касается редких растений, то, как заявил корреспонденту "Труда" зам. главы Росприроднадзора Олег Митволь, "мы не видим, когда рвут первоцветы, зато видим, как ими торгуют. Торговцы поощряют истребление природы, и пора их призвать к ответу".
А вот это как раз самое сложное. Пока все потуги с ужесточением наказаний кажутся бессмысленными. Дело в том, что штрафной МРОТ составляет всего 100 рублей. Ну слупят с браконьера за осетра по максимуму 2 тысячи. Так он тут же примет на себя повышенные капиталистические обязательства и завтра выловит еще больше ценной рыбы. А юридическое лицо - компанию, которая крышует истребление осетровых и продает икру, никогда не найдут.
В Москве черную икру из-под полы продают по 11 - 13 тысяч рублей за кило. На крупных рынках чуть дороже - до 18 тысяч, а в легальной продаже в супермаркетах - 30 - 34 тысячи. Привез браконьер в столицу трехлитровую банку, толкнул на базаре - и окупил повышенный штраф на 5 лет вперед. Воротил икорного бизнеса (чтобы такое дело открыть, надо, по оценкам экспертов, как минимум 50 тысяч "зеленых") не волнует, что осетр на грани уничтожения.
Лет 20 назад на Каспии белой рыбы добывалось свыше 25 тысяч тонн, в 90-е годы - по 12 тысяч, а теперь - 150 тонн. Естественного осетра в природе почти не осталось. Поэтому государственные рыбоводные заводы ежегодно выпускают 50 миллионов мальков, которые опять же становятся браконьерской добычей. Кстати, у рабочих этих предприятий зарплата менее тысячи рублей - не хватит и на 100 граммов икры. А браконьерская и торговая мафии заколачивают на этом "черном золоте" миллионы.
Губернатор Астраханской области Александр Жилкин призывал население отказаться от черной икры на пять лет - чтобы потомки хотя бы вкус ее знали. Но та часть населения, которая у нас лопает этот баснословно дорогой деликатес, на призывы Жилкина не отреагировала. Как, впрочем, и федеральная власть. Еще предлагалось жестко регулировать оборот икры - чтобы продавалась только в магазинах, проходила обязательную сертификацию. Ежу понятно: пока икорную мафию пускают на рынок, плакал осетр.
Кстати, на электронную почту журналистов "Труда" регулярно присылаются предложения купить икорки. Вот на днях какая-то "Ведьма" сообщила: "Уважаемые дамы и господа! Представляем вам икру рыб лососевых и осетровых пород". Расценки такие: лососевая - 500 рублей за полкило, осетровая зернистая - 6500. И бесплатная доставка по Москве, если заказал товара на сумму не менее 3 тысяч рублей.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Владимир АРСЕНЬЕВ, начальник управления Россельхознадзора:
- Икорная мафия давно стала международной. Она вооружена, имеет мощный флот. На рынках торговлю икрой курируют этнические преступные группы. Это факты общеизвестные. Браконьерство можно остановить лишь одним способом - перекрыв каналы поставок ценных пород рыб и икры на прилавки. Была идея включить красную и черную икру в перечень товаров, на реализацию которых требуется особое разрешение. Увы, не прошла. Не нашла поддержки и другая идея - ввести государственную монополию на добычу и оборот осетровых. Если бы не рыбоводные заводы, мы бы уже забыли, как выглядит осетр. Секретариат СИТЕС (Женевская конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения. - Прим. ред.) потребовал от нас представить данные о масштабах браконьерства. А эти масштабы видны по нашим рынкам.