НЕКОМУ ВСТАТЬ В ВОРОТА

Уровень российского хоккея в последние годы растет. А вот вратарская школа деградирует. В чем причина? Третьяк, Коноваленко, Мышкин, Пучков и другие... Их имена знали все болельщики, "в них" играли мальчишки во дворах.

Ситуация изменилась в 90-е годы, когда в развитие российского хоккея перестали вкладывать деньги, а отток наших игроков за океан и в европейские клубы стал слишком велик. Уезжали за рубеж, особенно в Европу, и детские тренеры. Поэтому падение общего уровня нашей вратарской школы было неизбежно.
Но несколько лет назад наши бизнесмены "вспомнили" про хоккей, начали вкладывать деньги в команды суперлиги. Причем делали это настолько усердно, что сейчас годовой бюджет казанского "Ак Барса" - около 70 миллионов долларов, московского "Динамо" - 55 миллионов, ярославского "Локомотива" - 50, магнитогорского "Металлурга" - 60, а омского "Авангарда" - 75 миллионов.
Да и сами хоккеисты получают очень большие, даже по энхаэловским меркам, зарплаты. Например, Илья Ковальчук, выступавший в прошлом сезоне в казанском "Ак Барсе", получал около 45 тысяч долларов за один матч. А в клубе НХЛ "Атланта Трэшерз" такой его выход на лед стоил "всего" 30 тысяч. То есть в самой богатой лиге мира Ковальчуку платили в полтора раза меньше! Да и сейчас, уехав из "Химика" в ту же "Атланту", Илья потерял в годовой зарплате около 60 тысяч долларов.
Казалось бы, имея такие деньги, отечественный хоккей должен развиваться семимильными шагами и наконец вернуть себе лидирующие позиции в мире. Но этого не происходит. Наглядное свидетельство тому - хоккейные чемпионаты мира. В последний раз сборная России становилась чемпионом в далеком уже 1993-м. И во многом эти неудачи связаны с ненадежной игрой вратарей. Именно наши стражи ворот страдают больше всех от засилья вратарей-легионеров в суперлиге. Они не имеют достаточной игровой практики. Как же тут играть за национальную сборную.
Попробуйте назвать хотя бы пять российских голкиперов, которые регулярно попадают в основной состав своих клубов. Не наберется. На память приходят только вратарь питерского СКА Максим Соколов да страж ворот столичного "Спартака" Константин Барулин. Причем последний стал основным голкипером лишь из-за травмы канадца Тайлера Мосса. Не факт, что через месяц Константин останется "первым номером" команды. Главный тренер "Спартака" Валерий Брагин не раз заявлял, что "Мосс - основной голкипер клуба". Впрочем, наставника "красно-белых" тоже можно понять. Руководство клуба требует от него сиюминутных результатов. И ему гораздо проще поставить в ворота более мастеровитого легионера, чем два-три сезона подряд возиться с талантливым и перспективным российским парнем.
Да и доверять голкиперу-иностранцу психологически легче. Независимость и защищенность от разного рода отвлекающих факторов позволяют легионерам полностью концентрироваться на хоккее. Конечно, для клуба это хорошо. А вот что касается долговременной пользы, то это - большой вопрос. И сборной проку никакого.
К сожалению, практически все наставники клубов суперлиги, если речь заходит о голкиперах, предпочитают легионеров. Вот и получается, что за какие-то пять лет мы потеряли целое вратарское поколение. Российских голкиперов, регулярно появляющихся на льду, у нас раз-два - и обчелся.
Ну а что же будет со сборной? Кто станет защищать ворота национальной команды через три-четыре года? Впрочем, проблемы с вратарями сборной мы испытываем уже сейчас. Не дай Бог, получит накануне чемпионата мира травму тот же Максим Соколов - кто его заменит? Ни Барулин, ни Александр Фомичев из ЦСКА, ни Виктор Чистов из ХК МВД пока еще не готовы к требованиям мирового первенства. А других стоящих голкиперов пока на горизонте вовсе не наблюдается.
Да и откуда им взяться?