Это не значит, что здесь собираются одни идеалисты, но цены на билеты умеренные и "заоблачных" гонораров для приезжающих артистов тоже не бывает. И все-таки не знаю уж как, но генеральному директору фестиваля Сергею Шубу удалось уговорить знаменитого голландского режиссера Люка Персефаля привезти в северную пальмиру своего "Отелло", о котором сейчас говорит вся Европа.
Казалось бы, ну что нового можно рассказать о гордом доверчивом мавре, из ревности убившем свою ни в чем неповинную жену Дездемону? Оказалось, многое, если посмотреть на эту историю с точки зрения, скажем, политики (ведь Отелло, вспомним, нужен Венеции прежде всего как боевой генерал, защищающий ее от врагов), а также проблем расовой дискриминации. В спектакле Персефаля тучный, медлительный Отелло кожей чувствует всеобщее презрение к себе - всего лишь за то, что он "черный". Он понимает, что ему никогда не простят женитьбы на дочери самого влиятельного гражданина города. Этот "комплекс неполноценности" внушался мавру с детства, и коварный, завистливый Яго использует его в своей интриге, понимая, сколь хрупкой бывает любовь, замешанная на неравном браке, после чего он сможет легко расправиться с ненавистным инородцем. Поэтому режиссер вводит в классический текст Шекспира современный уличный сленг с крепкими словечками, которые употребляют Яго и его дружки, - чтобы подчеркнуть духовное убожество защитников "чистой расы". Для этой компании не существует нравственных принципов, они готовы крушить все на своем пути, потешаться над человеческими чувствами и, конечно же, топтать культуру, она для них - как кость в горле. Для Персефаля это очень больная тема. В краткой беседе с журналистами знаменитый режиссер заявил, что нынешняя цивилизация задыхается от недостатка культуры, поэтому ее надо спасать всем миром...
Озабоченность нравственным состоянием общества звучала во многих спектаклях, показанных на фестивале. Этот форум хорош тем, что на нем встречаются режиссеры разных поколений, обладающие неповторимым творческим почерком и самобытным талантом. К таким режиссерам, вне всякого сомнения, относится Валерий Фокин, показавший на фестивале два своих последних спектакля: "Двойника" по Достоевскому и "Шинель" Гоголя в исполнении Марины Нееловой, о которых "Труд" уже писал. Ну а Эймунтас Някрошюс поразил всех театрализованной библейской притчей по Ветхому завету - "Песня песней". Многие шутили, что если бы он не приехал, то "Балтийский дом" отправился бы к нему в Литву и там провел фестиваль.
Шутки шутками, но меня всегда поражало, откуда в маленькой Литве или в Эстонии так много одаренных артистов и режиссеров? Почему спектакль Римаса Туминаса "Улыбнись нам, Господи", показанный на "Балтийском доме" в 1984 году и представленный сейчас, ничуть не поблек, наоборот, приобрел еще большую актуальность и глубину? Ведь именно благодаря участию прибалтов в первых питерских фестивалях этому смотру была задана высокая творческая планка. И поэтому нет ничего удивительного в том, что они чувствуют себя здесь как дома.
Сегодня фестивальный центр "Балтийского дома" напоминает некий маленький европейский театральный союз, куда постепенно вливаются художники из разных стран. Но для прохождения в него надо непременно любить искусство в себе, а не наоборот...