ШУМ МОТОРОВ РАЗБУДИТ ПРИНЦЕССУ

Ряд общественных организаций и активистов национальных движений Республики Алтай обратились к премьеру Михаилу Фрадкову с призывом отвергнуть планы строительства автодороги из Алтайского края в Китай через плато Укок.

Пока из Алтая в Китай можно добраться только через Монголию, проехав 300 километров так называемой "Дорогой тысячелетия". Но существует проект строительства прямого транспортного коридора из России в Китай, который поддерживает китайская сторона. По нему дорога пройдет через плато Укок и пересечет границу на перевале Бетсу-Канас.
У алтайских противников такого варианта транспортного сообщения есть веский аргумент: плато Укок входит в список всемирного природного наследия ЮНЕСКО и объявлено так называемой "зоной покоя". Кроме того, на плато располагается большое количество исторических памятников. Именно здесь археолог Наталья Полосьмак обнаружила мумию "алтайской принцессы". Алтайцы считают плато Укок святым местом. Даже разрушительное землетрясение осенью 2003 года они связывают с тем, что люди потревожили дух принцессы Кадын, выкопав ее из земли и выставив на обозрение в Институте истории и археологии Сибирского отделения РАН.
Плоскогорье Укок расположено на высоте 2200-2500 метров над уровнем моря. Над плато в среднем на 500 - 600 метров возвышаются горные хребты. Максимальная отметка горного обрамления плоскогорья - массив Табын-Богдо-Ула (Пять священных вершин) достигает 4374 метров над уровнем моря. В Табын-Богдо-Ула сходятся границы трех государств - России, Китая и Монголии. А само плоскогорье граничит и с Казахстаном.
Если строительство дороги на Китай пройдет через Укок, то это негативно скажется на экологии уникального плато. В августе специальная экспедиция, организованная Алтайским государственным природным заповедником, прошлась по "святым местам". Одной из целей экспедиции, которую возглавлял заместитель директора по науке заповедника, сотрудник Института мониторинга климатических и экологических систем СО РАН Владислав Загорулько, были изучение перевала Канас и прогнозирование антропогенного воздействия на плато в случае строительства автомагистрали.
На труднодоступном плато сохранился богатый животный мир. Встречаются медведи, горные козлы, волки, росомахи. На плоскогорье гнездятся стаи чаек, горных орлов, гагар, уток, журавлей-красавок. Реки и проточные озера богаты хариусом. На Укоке обнаружено 9 видов растений и обитает 31 вид животных, занесенных в Красную книгу Республики Алтай.
- Утверждать, что строительство не повлечет за собой изменений в природной среде плато просто несерьезно, - говорит Загорулько.
Более половины опрошенных республиканской газетой жителей Горного Алтая высказались против строительства через территорию республики прямой автодороги на Китай. Правда, как показал опрос, противников дороги беспокоит в первую очередь не "дух принцессы" и не экология, а опасность экспансии китайцев, по аналогии с ситуацией в Приморье.
Сторонники же строительства автодороги считают, что ее сооружение увеличит объем международных автомобильных перевозок, ускорит экономическое развитие сибирских территорий, обеспечит возможность освоения богатых природных ресурсов.
"Хранителей духа принцессы Кадын" успокаивает правительство Республики Алтай, заявляя, что в стратегии развития региона до 2020 года строительство транспортного коридора Россия - Китай через Канас не предусмотрено.
- В этом вопросе точка еще не поставлена, - уточняет полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин. - Нужно хорошо подумать, взвесить все "за" и "против": как с точки зрения экономической, социальной, политической, так и с точки зрения национальной безопасности.
Пока бушуют страсти вокруг проекта автодороги, глава республики Михаил Лапшин предложил организовать прямое авиационное сообщение между Горным Алтаем и китайским Синьцзяном. Но это уже другая история.